Звонница Успенского собора

Время прочтения: мин.

г. Ростов, пл. Соборная

GPS: 57.185668 , 39.415576

Звонница Успенского собора была построена около 1682 года. Уникальный колокол, установленный в честь отца митрополита Иона Сысоевича, до сих пор звучит в мажорной тональности.

История

Большая звонница, построенная около 1682 года, не входит в ансамбль Митрополичьего двора, поскольку поставлена вне его стен — она стоит на Соборной площади рядом с главным городским Успенским собором. Ее возведение стало завершающим аккордом строительства Ростовского кремля.

Колокола звонницы Успенкого собора в Ростове Великом

Колокол Сысой

Звонница представляла собой совершенно законченное архитектурное сооружение — стройное, симметричное, в четыре яруса. На нижнем ярусе была устроена церковь Входа в Иерусалим.

Колокола звонницы Успенкого собора в Ростове Великом

Неожиданно для всех в 1687 году митрополит Иона Сысоевич дал указание отлить для звонницы новый колокол, в два раза тяжелее самого тяжелого, Полиелейного, чей вес составлял две тысячи пудов — это 32 760 килограммов.

Колокол «Сысой» звонницы Успенкого собора в Ростове Великом

Это произошло за два года до смерти митрополита, было ему тогда около 80 лет. К концу жизни Иона Сысоевич захотел увековечить память о своем отце, скромном священнике с погоста под Ростовом — новый колокол назвали Сысоем.

Звонница Успенкого собора в Ростове Великом. Автор фото – pavel157

Ради одного этого колокола пришлось специально пристраивать к звоннице дополнительную башню. Учитывая абсолютно завершенную в инженерном и эстетическом отношении колокольню, задача для нового зодчего ставилась почти невыполнимая. Было необходимо присоединить к прежней гармоничной части новый огромный объем. Эта архитектурная задача была решена блестяще. Фасад пристроенной башни был как бы влит в фасад старой звонницы, так что теперь трудно предположить, что они строились в разное время. Симметрия была нарушена, но появилась живописность.

Мажорное звучание

Новый колокол был замечателен не только своими размерами, но и чудесным звучанием. Аккорд имевшихся колоколов звонницы был минорным, печальным, и именно это перестало устраивать Иону Сысоевича. Перед литейщиком колоколов поставили задачу не менее трудную, чем перед зодчим: перевести существующий большой лад в мажорную тональность. С этой задачей мастер Флор Терентьев справился блистательно — тон колокола менее чем на треть процента отклоняется от частоты, которую требования натурального строя диктуют для достижения до-мажорного трезвучия.



Колокола звонницы Успенкого собора в Ростове Великом

Звон ростовских колоколов разносится на 18–20 километров. Колокол, названный в честь отца и звучавший в радостной, мажорной тональности, словно подводил итог жизни и деятельности митрополита Ионы и как будто показывал, что ему не стыдно перед отцом и что сделанное им — хорошо.




Похожие места

Старая Тобольская мечеть. Золотой казан в истории молельного дома

Мечеть в Нижнем посаде города построена на территории бывшей татаро-бухарской слободы. Это одна из немногих каменных мечетей конца ХIХ — начала ХХ века, сохранившихся в Западной Сибири.

Кафедральный собор Михаила Архангела — бывший молитвенный дом баптистов

Старейший собор в Балашове — Архангельская церковь. В настоящее время отремонтированная и вновь расписанная святыня является объектом историко-культурного наследия.

Крестознаменская церковь: барокко и средневековый стиль

Крестознаменская церковь является украшением западной части города и дополняет исторический облик Кашина. Она сочетает в себе стиль барокко и черты местной средневековой архитектуры.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!