GPS: 57.185668 , 39.415576
Большая звонница, построенная около 1682 года, не входит в ансамбль Митрополичьего двора, поскольку поставлена вне его стен — она стоит на Соборной площади рядом с главным городским Успенским собором. Ее возведение стало завершающим аккордом строительства Ростовского кремля.
Колокола звонницы Успенкого собора в Ростове Великом
Звонница представляла собой совершенно законченное архитектурное сооружение — стройное, симметричное, в четыре яруса. На нижнем ярусе была устроена церковь Входа в Иерусалим.
Колокола звонницы Успенкого собора в Ростове Великом
Неожиданно для всех в 1687 году митрополит Иона Сысоевич дал указание отлить для звонницы новый колокол, в два раза тяжелее самого тяжелого, Полиелейного, чей вес составлял две тысячи пудов — это 32 760 килограммов.
Колокол «Сысой» звонницы Успенкого собора в Ростове Великом
Это произошло за два года до смерти митрополита, было ему тогда около 80 лет. К концу жизни Иона Сысоевич захотел увековечить память о своем отце, скромном священнике с погоста под Ростовом — новый колокол назвали Сысоем.
Звонница Успенкого собора в Ростове Великом. Автор фото – pavel157
Ради одного этого колокола пришлось специально пристраивать к звоннице дополнительную башню. Учитывая абсолютно завершенную в инженерном и эстетическом отношении колокольню, задача для нового зодчего ставилась почти невыполнимая. Было необходимо присоединить к прежней гармоничной части новый огромный объем. Эта архитектурная задача была решена блестяще. Фасад пристроенной башни был как бы влит в фасад старой звонницы, так что теперь трудно предположить, что они строились в разное время. Симметрия была нарушена, но появилась живописность.
Новый колокол был замечателен не только своими размерами, но и чудесным звучанием. Аккорд имевшихся колоколов звонницы был минорным, печальным, и именно это перестало устраивать Иону Сысоевича. Перед литейщиком колоколов поставили задачу не менее трудную, чем перед зодчим: перевести существующий большой лад в мажорную тональность. С этой задачей мастер Флор Терентьев справился блистательно — тон колокола менее чем на треть процента отклоняется от частоты, которую требования натурального строя диктуют для достижения до-мажорного трезвучия.
Колокола звонницы Успенкого собора в Ростове Великом
Звон ростовских колоколов разносится на 18–20 километров. Колокол, названный в честь отца и звучавший в радостной, мажорной тональности, словно подводил итог жизни и деятельности митрополита Ионы и как будто показывал, что ему не стыдно перед отцом и что сделанное им — хорошо.