1941 год: 313-я стрелковая дивизия в боях за Кондопогу

Время прочтения: мин.

313-я стрелковая дивизия, сформированная в июле 1941 года, впервые вступила в бой на Карельском фронте. Несмотря на отсутствие боевого опыта, солдаты мужественно сражались, отражая атаки финских войск.

Местом формирования 313-й стрелковой дивизии РККА были города Ижевск и Воткинск. Дивизия была сформирована в июле 1941 года. До прибытия на Карельский фронт 5–8 сентября 1941 года она не имела боевого опыта. Столкнувшись с серьёзным натиском врага, сразу начавшего ожесточённые бои, 2 октября части Красной армии вынуждены были оставить Петрозаводск и отошли на север. Получив приказ командования, 313-я дивизия в ночь с 4 на 5 октября заняла оборону на реке Суна в районе деревни Андреевское (сегодня село называется Янишполе). С 8 по 18 октября наши войска мужественно отбивали атаки врага. О тяжести боёв этого направления свидетельствуют потери нашей армии. Если на 10 октября в трёх стрелковых полках 313-й дивизии числилось 2673 солдат, то через два дня, к концу 12 октября общие потери убитыми всех трёх полков составляли 660 человек. Не имеющая опыта дивизия могла только отражать атаки финнов, переходя в контратаки. Каждая атака врага медленно отодвигала наши войска на север. 18 октября по приказу командования части 313-й дивизии оставили южный берег реки Суна и закрепились на её северном берегу.



Другие части армии неприятеля в это время наступали с запада в тыл 313-й дивизии. Село Кяппесельга было захвачено 26 октября, а 28 октября из-за захвата железнодорожной станции Кяппесельга было нарушено сообщение между Кондопогой и Медвежьегорском. Несколько частей Красной армии были переброшены с Кондопожского и Медвежьегорского направлений с целью отбить Кяппесельгу и восстановить железнодорожное сообщение. Однако операция успеха не имела и село осталось оккупированным финнами. Это привело к тому, что советские войска в районе Кондопоги оказались под угрозой окружения.

27 октября неприятель начал финальную часть наступления на Кондопогу. Финны осуществили нападение с двух сторон: с юга, со стороны Янишполя, и с запада — со стороны деревни Большое Вороново. Удар с юга наносила первая пехотная дивизия финнов. Западное направление контролировала группа генерала Вольдемара Ойнонена. В эту группу входили 4 егерских батальона, 2 пехотных и 2 кавалерийских полка. Им противостояли 3 полка 313-й стрелковой дивизии. 27 октября войска генерала Ойнонена переправились через реку Суна в районе Большого Воронова и у водопада Кивач.



Несколько предыдущих дней с 18 по 26 октября боестолкновения шли вдоль реки Суна. 313-й стрелковой дивизии удавалась сдерживать противника, и финны особого успеха не добились, но группа Ойнонена подошла слишком близко к Кондопоге с северо-запада. Столь серьёзная опасность вынудила руководство отдать приказ 313-й дивизии оставить рубеж реки Суна, что и было сделано в ночь с 28 на 29 октября. Дивизия отошла к Кондопоге, а следующим шагом был отвод её в район Медвежьегорска.


Ввиду надвигающейся угрозы захвата города началась эвакуация. Раненые, тыловые части дивизии и обозы были вынуждены покидать город исключительно по воде, что значительно замедляло процесс. Ради завершения эвакуации нужно было удерживать город ещё 3–4 дня.



Войска с обоих сторон были сильно измотаны. Из-за этого командование неприятельской армии сделало передышку 29 октября, отложив штурм города. Это позволило 313-й дивизии подготовиться к обороне Кондопоги, сжечь дома на окраинах и оборудовать огневые точки.



Утром 30 октября Кондопогу атаковали финские войска, но к 10 утра их удалось остановить. На помощь 1-й пехотной дивизии пришли егерские батальоны Ойнонена. Быстро наладив переправу через Суну, финны подтянули к Кондопоге артиллерию. Уже ночью с 30 на 31 октября враг бросил свои войска на штурм города. Приказом сверху 31 октября 313-я дивизия отошла на новый рубеж обороны — восточный берег канала. Последние суда с ранеными оставили деревню Горка 1 ноября. Вечером 2 ноября начался отвод советских войск из Кондопоги.

Между тем обстановка вокруг дивизии продолжала ухудшаться. Финны уже успели продвинуться к Медвежьегорску. Сообщение между Кондопогой и Медвежьегорском отсутствовало, поскольку все дороги контролировали финны. Войска неприятеля оказались в непосредственном тылу 313-й дивизии. Решающая атака финнов была запланирована на 3 ноября. Увидев, как последние части поджигают опустевшие дома, финны ворвались в город.



313-я дивизия отходила в северо-восточном направлении, но здесь контроль над дорогами уже осуществлял враг. Единственным возможным вариантом, сопряжённым с колоссальными трудностями, оставался длительный стокилометровый переход по бездорожью с артиллерией, обозами и ранеными. Прокладкой пути к селу Уница для отступавшей дивизии занялся в ночь с 1 на 2 ноября сапёрный батальон. Работая в тяжелейших условиях, сапёры проложили сквозь леса и болота 14 км дороги за 2–4 ноября. Отступление стало настоящим испытанием для красноармейцев. Финны преследовали отступавшие части, 3 и 4 ноября происходили налёты вражеской авиации, в медсанбате скопилось около 300 раненых, кроме того, ударили морозы. 4–5 ноября финны атаковали дивизию с севера. Зная, что от их усилий зависит жизнь оставшихся бойцов, сапёры работали не покладая рук. Они смогли обеспечить 313-й дивизии путь к отступлению. Бойцы вышли из окружения к селу Уница. Выйти к селу Лобская гора, где располагались другие части Красной армии, им удалось 6 ноября.




Весь следующий месяц 313-я стрелковая дивизия отбивала атаки на Медвежьегорск и Повенец. В декабре линия фронта установилась здесь по Беломорско-Балтийскому каналу. Освобождение Кондопоги велось силами 1070-го стрелкового полка 313-й стрелковой дивизии. Оккупация закончилась 28 июня 1944 года.

Похожие истории

Гибель членов дома Романовых на Урале летом 1918 года

Алапаевск стал свидетелем убийства великих князей дома Романовых в 1918 году. Алапаевские мученики были канонизированы Русской православной церковью в 1981 году. На месте их гибели установлена часовня преподобномученицы Елизаветы Федоровны.

История появления в Сыктывкаре железной дороги

Проекты строительства железной дороги в Сыктывкаре выдвигали с XIX века, однако происходящие в стране события во многом отдалили ее появление. Первый пассажирский поезд прибыл в город в 1961 году

Пребывание семьи Ульяновых в Подольске в 1898–1900 годах

Одной из известных страниц в истории Подольска стало пребывание в городе семьи Ульяновых в период с 1898 по 1900 год.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!