Церкви Введения Богородицы во Храм и Параскевы Пятницы на подоле

Время прочтения: мин.

У Троице-Сергиевой лавры с XV века расположены две церкви — Введения Богородицы во храм и Параскевы Пятницы. В 1547 году храмы были перестроены в камне. После революции их закрыли, но в 1990-е вернули верующим.

История

Поблизости от Троице-Сергиевой лавры, «на подоле», в пойме реки Кончуры к западу от монастырских стен, стоят рядом две церкви-сестрицы, посвященные празднику Введения во храм Богородицы и любимой в народе святой Параскеве Пятнице.

Два храма

Деревянные церкви с таким посвящением стояли на этом месте с XV века, а в 1547 году, когда велись колоссальные работы по строительству лаврских крепостных стен, они были перестроены в камне. Пятницкая церковь возведена на средства Троице-Сергиева монастыря, а Введенская — на пожертвования Ивана Ивановича Хабарова, воеводы Ивана Грозного. В XVI–XVII веках здесь действовал мужской, а после Смуты — женский Пятницкий монастырь. Введенская церковь изначально была приходской.



Введенская церковь

Во время осады Троице-Сергиева монастыря в 1608–1610 годах войсками Лжедмитрия II церкви сильно пострадали. Имеется уникальное свидетельство патриарха Филарета от 1621 года, согласно которому к этому времени Пятницкая церковь была уже полностью восстановлена, а Введенская «стоит нестроена», с полуразрушенными кровлей и стенами. Во второй половине XVII века Пятницкий монастырь закрыли, и обе церкви стали приходскими.

Современный облик Пятницкой церкви сильно отличается от Введенской. Основной объем небольшого одноглавого храма был дополнен нарядной трапезной с резным декором окон и невысокой шатровой колокольней над крыльцом, достроенными в 1660-х годах, после закрытия Пятницкого монастыря и превращения церкви Святой Параскевы в приходскую. Такой тип храмов был распространен в России в XVII веке. Между тем обе «подольные» церкви построены раньше и по типу архитектурного решения и декора, как считают исследователи, образцом имели Духовской храм лавры. В 1740-е годы перестройке подверглась и Введенская церковь — был перекрыт свод и добавлены новые окна (при реконструкции в 1960-х эти новшества устранили). В таком виде обе церкви сохранились до наших дней.



Икона Параскевы Пятницы

После революции 1917 года и закрытия лавры церковная жизнь еще некоторое время теплилась в храмах на подоле, которые в это время назывались «малой лаврой», но это продолжалось недолго. В 1928-м здания церквей были переданы под хозяйственные нужды: в Пятницкой разместилась мельница, а во Введенской — склад. В 1930-е годы обсуждался вопрос об их сносе, но, к счастью, решение не было принято. В 1960-х началась реставрация, но лишь в 1991 году в церквях возобновились богослужения. Тогда же здесь было открыто Пятницкое подворье Троице-Сергиевой лавры.




Похожие истории

Новгородские архиепископы домонгольской эпохи: строители и политики

В республиканской системе древнего Новгорода глава его церкви — архиепископ — играл крайне важную роль. Неслучайно главным символом города становится кафедральный собор — Святая София.

Христианские храмы Евпатории

Евпатория богата разнообразными древними храмами разных конфессий: собор Николая Чудотворца, Церковь Святого Ильи, Армянская церковь. Христианские соборы гармонируют в соседстве с мечетями.

Рязанская Одигитрия. Икона, которая пережила Батыево нашествие

Нашествие Батыя погубило множество старинных икон, но одной удалось уцелеть и дожить до наших дней. Икона Богородицы Одигитрии написана неизвестным автором в XII–XIII веках и хранится в Рязанском музее.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!