Город, родившийся дважды

Время прочтения: мин.

В России датой основания Астрахани считается 1558 год, когда была заложена русская крепость. Однако известно, что значительное поселение в черте современной Астрахани существовало уже в середине XIII века.

История

В России датой основания Астрахани считается 1558 год, когда была заложена русская крепость, однако известно, что более или менее значительное поселение в черте современной Астрахани существовало уже в середине XIII века. 

Астрахань

1676 г.

Посланец короля Людовика Французского монах-францисканец Гийом де Рубрук, который проезжал через дельту Волги в 1254 году, сообщает об ордынском поселке на западном берегу реки Итиль (так называли Волгу в раннем Средневековье), в котором имел обыкновение зимовать хан Сартак — правнук Чингисхана и старший сын хана Бату.


Со временем поселок вырос в город. Самое раннее упоминание о нем оставил берберский путешественник и странствующий купец Ибн Баттута, автор книги «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий». В 1333 году в свите Узбек-хана он посетил город Хаджи-Тархан, по его сведениям, названный так от тюркских «хаджи» — паломник и «тархан» — поселение, свободное от податей. Постепенно это название трансформировалось в современное, в русском произношении XV века — «Хазтарахань», в XVI веке — «Асторохань», в современном татарском — «Астерхан».


Жен и дочерей хана Ямгурчи в качестве заложников привезли в Москву. XVI в. Лицевой летописный свод.

Астрахань

XVI в.

Как и поселок времен хана Сартака, Хаджи-Тархан располагался на правом берегу Волги, в 11–12 километрах севернее центра современной Астрахани. На протяжении нескольких веков город процветал: на золотоордынских монетах XIV–XV веков именно он обозначен как место их чеканки. Еще Ибн Баттута отзывался о Хаджи-Тархане как об «одном из лучших городов, с большими базарами», в котором подолгу останавливался «султан», то есть хан. Из более поздних сообщений западноевропейских купцов и картографов следует, что через Хаджи-Тархан проходили Великий шелковый и Волго-Каспийский торговые пути. Другими словами, город был перевалочным пунктом караванной торговли между Европой и Азией. Судя по находкам археологов, он был построен из обожженного и сырцового кирпича, в нем были развиты гончарное, ювелирное и кузнечное ремесла.


Хаджи–Тархан

Зимой 1395–1396 годов Хаджи-Тархан разграбили и сожгли войска эмира Тамерлана, после чего он долго был «почти разрушенным городишкой», через который, впрочем, по-прежнему велись крупные торговые операции. По словам венецианского купца и дипломата Иосафато Барбаро, в 1436 году посетившего венецианскую колонию Тану (сейчас — Азов), все восточные шелка и специи, доставлявшиеся туда для последующей отправки в Венецию, поступали именно из Хаджи-Тархана.

Астрахань

1692 г. Гравюра по рисунку К. Бруина (1718)

Городу потребовалось больше полувека, чтобы восстановиться после нашествия Тамерлана. В 1459 году Хаджи-Тархан стал столицей Астраханского ханства, вышедшего из состава Золотой Орды, однако прежнего политического и экономического значения уже не достиг. Наблюдения знатного посланца Венецианской республики, Амброджо Контарини, в 1470-х годах попавшего в «Цитрахан» пленником татар, свидетельствуют об упадке города: «домов там мало, и они глинобитные». В следующем столетии Хаджи-Тархан продолжил угасать.


В 1547 году его захватил крымский хан, но спустя семь лет Иван Грозный возвратил на астраханский престол своего данника хана Дервиш-Али. Окончательное подчинение Хаджи-Тархана и всего Астраханского ханства Москве произошло в 1556 году. В 1558 году на острове у левого берега Волги воевода Черемисинов заложил крепость, которая стала центром новой, русской Астрахани.


Гравюра Астрахани

Астрахань. 1683 г. Гравюра Э. Кемпфера;

Астрахань. 1634 г. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию";

Астрахань. 1838 г. Художники братья Чернецовы.

Таким образом, Астрахань — город, родившийся дважды: в первый раз — во второй половине XIII века, в эпоху расцвета Золотой Орды, а во второй — в 1558 году, уже в составе Русского государства.




Похожие истории

История появления в Сыктывкаре железной дороги

Проекты строительства железной дороги в Сыктывкаре выдвигали с XIX века, однако происходящие в стране события во многом отдалили ее появление. Первый пассажирский поезд прибыл в город в 1961 году

Липецкий съезд народников 1879 года. Почему на памятнике 9 имен, хотя на съезде было 11 участников?

Одним из важнейших общественных движений в России второй половины XIX века стало революционное народничество.

Строительство № 501 ГУЛАГа (1947–1953)

В 1947–1953 годах заключенные ГУЛАГа строили железную дорогу Чум — Игарка. Большая часть работ была проведена, погибли тысячи человек, но стройку закрыли. По-прежнему работает лишь участок Чум — Лабытнанги.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!