GPS: 64.541667 , 34.775833
Во время Первой мировой войны царское правительство решило построить железную дорогу между Санкт-Петербургом и Мурманским побережьем. За год, с января по декабрь 1915-го, был проложен путь от Петрозаводска до Сорокской бухты. 21 декабря сюда прибыл первый поезд, а уже 29 декабря открылась железнодорожная станция. В различных документах её именовали Сорокской бухтой, Сорокской губой, Сорокской пристанью и просто Сорокой. Здание вокзала спроектировал архитектор Р. М. Габе.
Проект здания железнодорожного вокзала станции Сорока. Автор фото С. М. Прокудин-Горский
С сентября 1915-го по ноябрь 1916 года была проложена ветка от Сорокской губы к Кандалакше и в ноябре началось сквозное движение по линии Петрозаводск — Мурман. К 1917 году на станции появились локомотивное депо, водонапорная башня, склады, жилые помещения для работников, больница и аптека. На станции было электричество. В июле 1918 года на территорию Карелии вторглись войска стран Антанты, и Сорока была захвачена интервентами.
Строительство Мурманской железной дороги. Железнодорожная дамба в Сорочьей Губе (ст. Сорока, Беломорск). Автор фото С. М. Прокудин-Горский
В марте 1920 года город и станцию освободила Красная Армия. В апреле 1921 года станция получила новое имя — Сорокская. Она играла важную роль в развитии экономики Карелии и Кольского полуострова. В марте 1926 года здание вокзала сгорело до основания.
Карта Мурманской железной дороги с общим видом Мурманского порта и Мурманска
В 1935 году Мурманская железная дорога стала называться Кировской. С 1938 по 1941 год велось строительство вторых путей между Сорокской и Лоухами. В сентябре 1938 года село Сорока и близлежащие посёлки были преобразованы в город Беломорск.
Решение о создании новой железнодорожной линии Сорокская — Обозерская, соединяющей Кировскую и Северную железные дороги, приняли в 1939 году. Первый поезд прошёл по ней в январе 1941-го. В годы Великой Отечественной войны по линии перевозили грузы и продовольствие для войск Карельского фронта и Северного флота, а также поставки от союзников по ленд-лизу. Только в первой половине 1942 года по Обозерской линии прошло 15 тысяч вагонов с грузами из Мурманска.
Строительство лежневой дороги при постройке железнодорожной линии Сорокская — Обозерская
Во второй половине 1940-х годов была проведена реконструкция, затронувшая станцию, путевое и паровозное хозяйства, жилой сектор. В 1959 году Кировская железная дорога стала частью Октябрьской железной дороги. В 1965 году станцию Сорокскую переименовали в Беломорск. Электрификация станции началась в 1989 году, когда линию Кемь — Беломорск поставили на электротягу. Электрифицированный участок Беломорск — Сумский Посад открыли в 1994-м, а Беломорск — Идель — в 1997 году.
Рабочая лошадь, провалившаяся в болото во время строительных работ на линии Сорокская — Обозерская
Нынешний железнодорожный вокзал находится в здании послевоенной постройки. Сегодня станция Беломорск принимает поезда, следующие с юга — из Петрозаводска, с севера — из Мурманска, и с востока — с Северной дороги.
Источники: