Городская железнодорожная станция Беломорск

Время прочтения: мин.

ул. Железнодорожная, 61

GPS: 64.541667 , 34.775833

Станция Сорокская бухта открылась в 1915 году и служила важным транспортным узлом для экономики Карелии и Кольского полуострова. В годы Великой Отечественной войны по линии Сорокская — Обозерская перевозили грузы и продовольствие для войск Карельского фронта и Северного флота, а также шли поставки от союзников из антигитлеровской коалиции.

Историческая справка о городской железнодорожной станции Беломорск

Во время Первой мировой войны царское правительство решило построить железную дорогу между Санкт-Петербургом и Мурманским побережьем. За год, с января по декабрь 1915-го, был проложен путь от Петрозаводска до Сорокской бухты. 21 декабря сюда прибыл первый поезд, а уже 29 декабря открылась железнодорожная станция. В различных документах её именовали Сорокской бухтой, Сорокской губой, Сорокской пристанью и просто Сорокой. Здание вокзала спроектировал архитектор Р. М. Габе.


Проект здания железнодорожного вокзала станции Сорока. Автор фото С. М. Прокудин-Горский

С сентября 1915-го по ноябрь 1916 года была проложена ветка от Сорокской губы к Кандалакше и в ноябре началось сквозное движение по линии Петрозаводск — Мурман. К 1917 году на станции появились локомотивное депо, водонапорная башня, склады, жилые помещения для работников, больница и аптека. На станции было электричество. В июле 1918 года на территорию Карелии вторглись войска стран Антанты, и Сорока была захвачена интервентами.


Строительство Мурманской железной дороги. Железнодорожная дамба в Сорочьей Губе (ст. Сорока, Беломорск). Автор фото С. М. Прокудин-Горский

В марте 1920 года город и станцию освободила Красная Армия. В апреле 1921 года станция получила новое имя — Сорокская. Она играла важную роль в развитии экономики Карелии и Кольского полуострова. В марте 1926 года здание вокзала сгорело до основания.


Карта Мурманской железной дороги с общим видом Мурманского порта и Мурманска

В 1935 году Мурманская железная дорога стала называться Кировской. С 1938 по 1941 год велось строительство вторых путей между Сорокской и Лоухами. В сентябре 1938 года село Сорока и близлежащие посёлки были преобразованы в город Беломорск.


Решение о создании новой железнодорожной линии Сорокская — Обозерская, соединяющей Кировскую и Северную железные дороги, приняли в 1939 году. Первый поезд прошёл по ней в январе 1941-го. В годы Великой Отечественной войны по линии перевозили грузы и продовольствие для войск Карельского фронта и Северного флота, а также поставки от союзников по ленд-лизу. Только в первой половине 1942 года по Обозерской линии прошло 15 тысяч вагонов с грузами из Мурманска.


Строительство лежневой дороги при постройке железнодорожной линии Сорокская — Обозерская

Во второй половине 1940-х годов была проведена реконструкция, затронувшая станцию, путевое и паровозное хозяйства, жилой сектор. В 1959 году Кировская железная дорога стала частью Октябрьской железной дороги. В 1965 году станцию Сорокскую переименовали в Беломорск. Электрификация станции началась в 1989 году, когда линию Кемь — Беломорск поставили на электротягу. Электрифицированный участок Беломорск — Сумский Посад открыли в 1994-м, а Беломорск — Идель — в 1997 году. 


Рабочая лошадь, провалившаяся в болото во время строительных работ на линии Сорокская — Обозерская

Нынешний железнодорожный вокзал находится в здании послевоенной постройки. Сегодня станция Беломорск принимает поезда, следующие с юга — из Петрозаводска, с севера — из Мурманска, и с востока — с Северной дороги.


Источники:

© Проект здания железнодорожного вокзала станции Сорока. Автор фото С. М. Прокудин-Горский (?). Государственный каталог музейного фонда РФ

© Строительство Мурманской железной дороги. Железнодорожная дамба в Сорочьей Губе (ст. Сорока, Беломорск). Автор фото С. М. Прокудин-Горский. Государственный каталог музейного фонда РФ

© Карта Мурманской железной дороги с общим видом Мурманского порта и Мурманска. Государственный каталог музейного фонда РФ

© Строительство лежневой дороги при постройке железнодорожной линии Сорокская — Обозерская. Ю. Н. Зеленская. "Это могли сделать только русские!". Строительство Сорокско-Обозерской железнодорожной линии, которая в годы Великой Отечественной войны стала "дорогой жизни" Севера // Военно-исторический журнал. 2015 г.

© Рабочая лошадь, провалившаяся в болото во время строительных работ на линии Сорокская — Обозерская. Ю. Н. Зеленская. "Это могли сделать только русские!". Строительство Сорокско-Обозерской железнодорожной линии, которая в годы Великой Отечественной войны стала "дорогой жизни" Севера // Военно-исторический журнал. 2015 г.

Похожие места

Вокзал в Каменском-Уральском

Открытие городской железнодорожной станции состоялось 6 декабря 1885 года. Станция трижды меняла свое название. Первоначально она была названа Островской — в честь начальника Уральской горнозаводской железной дороги Николая Степановича Островского. В 1904 году она была переименована в Синарскую, а с 1963 года носит имя города — Каменск-Уральский.

Железная дорога и железнодорожная станция Барнаул

Транссибирская магистраль прошла в стороне от Барнаула, что вызвало озабоченность деловых кругов Алтая. Но уже в канун Первой мировой войны началось сооружение железной дороги, связавшей город с главной транспортной артерией Сибири. В 1915 году в Барнаул прибыл первый поезд, тогда же в городе появился и первый вокзал.

Здание железнодорожного вокзала 1916 года постройки

Станция Медвежья Гора имеет вокзал в виде сказочного терема — это деревянное здание с композиционным решением в традициях зодчества русского севера.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!