Историческая справка о городской железнодорожной станции и вокзале

Время прочтения: мин.

Тверская обл, г. Осташков, улица Привокзальная

GPS: 57.134110 , 33.124745

В 1907 году в Осташкове была открыта железнодорожная станция. Здание вокзала после войны оформили в стиле сталинского ампира. Сейчас отсюда можно отправиться на экскурсию в ретропоезде «Селигер».

Здание в стиле «кирпичной северной готики»

На железнодорожной станции в Осташкове был сооружен одноэтажный кирпичный вокзал по типовому проекту для Бологое-Полоцкой дороги архитектора Станислава Воловского. Симметричный фасад здания делился на пять частей с возвышающимся центральным ризалитом, в котором располагался вход. Фасад здания был оформлен в стиле «кирпичной северной готики»: облицован красным кирпичом с узорной кладкой, над крышей возвышались многочисленные башенки. 

Вокзал Осташкова. 1905-1910 гг.

В комплексе с вокзалом возводилась водонапорная башня с водокачкой, веерное депо, здание ватерклозета и керосиновый погреб, склады. Позднее при станции была открыта участковая больница. Еще до открытия станции здание вокзала успело пострадать от пожара, но было отстроено заново.

Водонапорная башня

План паровозного депо. 1902-1906 гг.

В годы Великой Отечественной войны вокзал и многие станционные постройки подверглись сильным разрушениям. Вокзал был реконструирован и оформлен в стиле сталинского ампира. Фасад здания утратил многие архитектурные украшения, был отштукатурен, и лишь его очертания и объемы напоминают предыдущее строение. На привокзальной площади разместился памятник уроженцу Осташкова Герою Советского Союза Константину Сергеевичу Заслонову.

Вокзал Осташкова. 1960-1970 гг.

Памятник Константину Заслонову

От инфраструктуры старой станции до наших дней без изменений дошли краснокирпичные керосиновый погреб, водонапорная башня и водоподъемное здание на берегу Селигера, здание ватерклозета, паровозная гидроколонка, действующая до сих пор, и старинные стрелочные ручные переводы с фонарями-флюгарками. До 2000 года функционировало локомотивное депо. Изначально оно состояло из двух веерных корпусов с поворотными кругами перед ними. Оба веерных крыла соединялись между собой корпусом мастерских. Одно из крыльев было уничтожено во время войны, не сохранились и поворотные круги. О торговом значении станции Осташков напоминают сохранившиеся здания складов и старинный деревянный пакгауз с погрузочной площадкой.

Керосиновый погреб

Водонапорная башня

В настоящее время движение поездов на станции осуществляется на участке Бологое — Соблаго, линия не электрифицирована, перевозки производятся на тепловозах.

Железнодорожная станция «Осташков»

С 2018 года между станциями Осташков и Бологое по выходным дням курсирует туристический ретропоезд «Селигер» на паровой тяге, делая получасовую остановку на станции Куженкино для экскурсии по сохранившемуся станционному комплексу начала XX века.

Ретропоезд «Селигер»

Похожие места

Балашов — железнодорожный узел четырех направлений

Регулярное движение по железной дороге Балашовского хода началось с 1895 года. Ключевой объект магистрали — мост через реку Хопер. С 2005 года на месте старой станции стоит нарядное вокзальное здание.

Историческая справка о городской железнодорожной станции

За строительство железной дороги через Ефремов выступали местные купцы. Налаженное сообщение дало толчок экономическому развитию города и определило строительство промышленных предприятий.

Вокзал Коломны

Первую коломенскую железнодорожную станцию построили в трех верстах от самой Коломны. Позднее в черте города открыли новый полустанок. В 1897 году станции получили современные названия: Голутвин и Коломна.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!