Историческая справка о вокзале Петровска-Забайкальского

Время прочтения: мин.

ул. Лесная, д. 9А

GPS: 51.290905 , 108.857415

Вокзал Петровска-Забайкальского — важный исторический объект. Он связан с развитием Транссибирской магистрали и играл ключевую роль в становлении города. Комплекс вокзальных построек признан памятником архитектуры регионального значения.

История

Согласно первоначальному плану, Транссибирская железнодорожная магистраль должна была пролегать в стороне от села Петровский Завод. Однако в 1896 году комитет Сибирской железной дороги изменил направление пути, чтобы обеспечить транспортировку продукции местного железоделательного завода.


Станцию решено было возводить в двух километрах к северу от заводского посёлка, на берегу пруда, и в 1897 году строительство началось. 16 декабря 1899 года пути Забайкальской железной дороги соединились недалеко от станции Толбага (50 км к юго-востоку от нынешнего Петровска-Забайкальского), а 6 января 1900 года на станцию Петровский Завод прибыл первый поезд. Так она стала стыковой станцией Забайкальской и Восточно-Сибирской железных дорог.

В 1900 году на станции открыли оборотное депо, построили товарную контору и корпуса паровозного депо, школу, больницу, жандармский участок. 6 ноября 1900 года начальник Забайкальской железной дороги В. В. Оглоблин присвоил станции Петровский Завод статус железнодорожной станции 4-го класса. Тогда пропускная способность однопутной станции составляла одну пару курьерских и две пары грузовых поездов в сутки. В 1903 году в Петровском Заводе завершилось строительство здания железнодорожного вокзала в неоклассическом стиле.



В 1905 году появился второй посёлок железнодорожников — Родькина Падь. В 1917 году его включили в состав Петровского Завода. Он расположился на землях, принадлежавших императорскому Кабинету. К 1912 году на новой станции уложили вторые пути. В конце 1920-х годов она имела семь путей, здание вокзала, товарный двор, паровозное депо и пункт технического осмотра. Сейчас эта станция называется Декабристы.

В 1926 году село стало городом Петровском-Забайкальским, при этом железнодорожная станция сохранила прежнее название Петровский Завод.


В 1970 году рядом со старым зданием вокзала построили новое, с залом ожидания. В 1995 году оба здания соединила четырёхэтажная пристройка, где сейчас размещаются административные службы станции. Перед вокзалом установили памятник В. И. Ленину. На его постаменте имеются барельефы восьми декабристов, отбывавших ссылку в Петровском Заводе. В 1973 году на восточном фасаде здания вокзала появилось мозаичное панно «Декабристы в Забайкалье».


Со станции Петровский Завод началась электрификация Забайкальской железной дороги. Первый электровоз прибыл сюда из Улан-Удэ 29 декабря 1970 года.

Станционное здание и комплекс привокзальных построек являются выявленными памятниками архитектуры. Некоторые из них охраняются государством как объекты регионального значения.




Похожие места

Курский вокзал

До недавнего времени Курский вокзал был одной из самых оживленных станций Курского и Горьковского направлений. Каждая реконструкция здания вокзала меняла его облик под стать эпохе.

Историческая справка о городской железнодорожной станции

Проект строительства железной дороги через Вельск был инициирован в 1860-х годах, но начался только в конце 1920-х годов, завершившись в 1942 году. В результате железная дорога, возведённая в тяжёлых условиях, стала важным экономическим и военно-стратегическим объектом, а современный вокзал Вельска продолжает служить ключевым транспортным узлом в северной части России.

Юго-Восточная детская железная дорога — одна из лучших детских железных дорог России

Лискинская детская железная дорога оснащена по последнему слову техники. Здесь есть семафоры, здание вокзала и вагонное депо - все как у взрослых.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!