GPS: 54.226011 , 49.601332
Возникновение станции Мелекесс тесно связано с историей строительства Волго-Бугульминской железной дороги, построенной акционерным одноимённым обществом, основанным в Симбирске (сегодня Ульяновск). Первый товарный поезд до станции Мелекесс прошёл 1 ноября 1900 года, за семь лет до официального учреждения акционерного общества и годом позже запуска Симбирской ветки Московско-Казанской железной дороги.
12 июня 1902 года началось регулярное движение поездов в рамках проекта «Мелекесский подъездной путь». Эта железная дорога упрощённого типа была предназначена для вывоза продукции с заводов и имела исключительно местное значение. В 1907 году подъездной путь был продлён до станции Бугульма. Со строительством моста через реку Черемшан началось свободное движение поездов. В 1908 году открылось пассажирское движение на ветке Часовая Нижняя — Мелекесс.
Железнодорожный вокзал
Планируемая линия протяжённостью 462 версты делилась на два участка: Мелекесс — Бугульма и Бугульма — Чишмы. Первый участок длиной 255 вёрст открылся 28 августа 1911 года. Следом был введён в эксплуатацию второй участок. Ежегодно из Бугульмы в Чишмы перевозилось до 17 миллионов грузов.
Постройка Волго-Бугульминской железной дороги. 1912 г.
Для соединения Волго-Бугульминской железной дороги с Симбирской веткой Московско-Казанской железной дороги требовалось построить мост через Волгу. В 1912 году к его строительству приступила фирма «Тами и Дейчман». Для сооружения опор использовали местный песчаник. Автором проекта был известный российский учёный, профессор Петербургского института инженеров путей сообщения Н. А. Белелюбский. 5 октября 1916 года состоялось торжественное открытие Императорского моста длиной более двух километров, а 1 декабря по его железнодорожному полотну проехали первые составы. Так Московско-Казанская и Волго-Бугульминская железные дороги объединились в единое целое.
Профессор Петербургского института инженеров путей сообщения Н. А. Белелюбский
Благодаря интенсивному железнодорожному движению, выгодному географическому положению и растущей предпринимательской активности экономический потенциал посада Мелекесс неуклонно увеличивался, а численность его населения росла. С 1907 по 1916 год были пущены в эксплуатацию ветки Часовая Нижняя — Мелекесс, Часовая Верхняя — Мелекесс и Мелекесс — Чишмы. Мелекесс стал одной из 16 станций Волго-Бугульминской железной дороги.
Здание железнодорожного вокзала
После революции Волго-Бугульминская железная дорога была национализирована. В 1921 году ветку включили в состав Самаро-Златоустовской железной дороги. В первые советские десятилетия станция Мелекесс являлась важным узлом железнодорожного транспорта. В 1933 году её грузооборот составлял 302 тысячи тонн. В 1936 году станцию передали в ведомство Куйбышевской железной дороги.
Вокзал сегодня принимает десятки поездов, следующих по различным направлениям. Наиболее популярными считаются направления в Москву, Челябинск, Уфу, Казань и Тольятти. В летнее время увеличивается количество маршрутов в южные регионы. К вокзалу и двум его платформам ведут удобные подъездные пути. Местная железная дорога была модернизирована и электрифицирована.
Здание железнодорожного вокзала на станции Мелекесс появилось значительно позже запуска железной дороги. На первых порах вокзалом служило одноэтажное деревянное строение. Об открытии железнодорожного сообщения в посаде напоминает памятная табличка на перроне. Надпись гласит: «12 июня 1902 года открылось регулярное движение поездов на участке Мелекесс — Часовая Верхняя (ст. Верхняя Терраса) Симбирской линии Московско-Казанской железной дороги и был открыт железнодорожный вокзал».
Железнодорожный вокзал
Фактически здание вокзала построили, по архивным данным, только в 1913 году. Оно было снабжено водяным отоплением и вытяжной вентиляцией. Вокзал представлял собой продолговатое строение, внешне мало отличавшееся от множества типовых станционных сооружений в провинциальных городах центральной России.
С годами железнодорожная станция расширялась, но дореволюционное здание продолжало исправно служить жителям Мелекесса. По некоторым данным, в 1939 году старый вокзал подвергся обновлению. Точных сведений об этом не сохранилось. На довоенных фотографиях видно двухэтажное здание, располагавшееся вдоль платформы. Выкрашенное в жёлто-белый цвет, оно напоминало стандартный вариант сталинской вокзальной архитектуры.
За десятилетия интенсивной эксплуатации помещения вокзала обветшали и перестали соответствовать современным требованиям. Во второй декаде XXI века городские власти приняли решение о реконструкции здания вокзала. Внутренние помещения и фасад подверглись капитальному ремонту. 18 сентября 2016 года состоялась торжественная церемония открытия обновлённого здания железнодорожного вокзала. После ремонта его внешний вид заметно изменился, залы ожидания и технические помещения были модернизированы, а прилегающая территория благоустроена.
Здание железнодорожного вокзала Димитровграда. 1995 г.
Вокзал оборудован всем необходимым для пассажиров. В билетной кассе работает служба информации о маршрутах и расписании поездов. В зале ожидания, украшенном цветочным уголком, установлены удобные кресла. Действуют камеры хранения, комнаты отдыха, банкоматы, киоски со свежей прессой, кафе. Инфраструктура адаптирована под маломобильных пассажиров.
Фасад вокзала обращён к привокзальной площади, украшенной старинной водонапорной башней, построенной в 1910 году. На площади доступен различный транспорт, доставляющий пассажиров в любую точку города. Комплекс строений железнодорожной станции вместе с водонапорной башней признан памятником архитектуры местного значения.
Статья И. Егорычевой «Старые, но работоспособные» о пристанционных водонапорных башнях. 2011 г.