Каменный мост

Время прочтения: мин.

г. Калуга, ул. Пушкина

GPS: 54.509761 , 36.247283

Считается, что Каменный мост через Березуйский овраг возвели в 1770-е годы. Это один из самых старых и красивых мостов России: его мощная конструкция держится на 15 каменных арках, высота достигает 23,5 метра.

История

Каменный мост через Березуйский овраг — один из красивейших и старейших виадуков в России. Это сооружение восхищает лаконичной простотой архитектурных форм, а мощные арки напоминают ценителям старины о традициях строительства древнеримских акведуков.



Каменный мост в Калуге 2020 г.

Проектирование моста

Автором проекта выступил ученик Дмитрия Васильевича Ухтомского архитектор Петр Романович Никитин, создавший многие знаменитые административные и общественные здания в разных городах России. Разрабатывая генеральный план и проектируя застройку Калуги, Никитин стремился превратить ее в образцовый город русского классицизма, и большой каменный мост должен был стать одной из архитектурных доминант. Его мощная конструкция, основывающаяся на 15 каменных арках, в высоту достигала 23,5, в ширину — 11 и в длину — 122 метра.



Каменный мост в Калуге 2016 г.

Каменный мост в Калуге 1912 – 1917 гг.

Споры о дате постройки моста

Считается, что мост возвели в 1770-е годы, когда открылось Калужское наместничество, но точная дата его постройки по сей день неизвестна. Советский историк Мария Васильевна Фехнер полагала, что строительства моста началось до того, как утвердили генеральный план города в 1777 году, и завершилось к 1780 году. 



Однако современные исследователи обращают внимание на документы, в которых упоминается существование моста до этого времени. В описании, датированном 1777 годом, говорится, что в городе есть небольшая речка Березуйка, через которую завершается возведение высокого каменного моста. В более поздних источниках также есть сведения, что строительство было закончено в 1779 году.

Памятный обелиск

Рядом с мостом установили памятный обелиск в честь основания Калужского наместничества. На нем представлены гербы всех городов наместничества с указанием расстояния от каждого из них до губернского центра. По обе стороны от моста построили четыре симметричные низкие здания, обращенные глухими стенами в сторону оврага. В каждом из них было по семь лавок.



Обелиск калужского наместничества

Транспортная артерия и смотровая площадка

В 1840-е годы в ходе ремонта моста разобрали здания с торговыми лавками. В 1870-е годы требовалось капитальное «исправление» моста, однако необходимую на это сумму найти не смогли и решили закрыть по нему проезд. Первый основательный ремонт провели лишь в 1910 году, когда деревянный настил заменили на железобетонное покрытие. Сейчас отреставрированный мост — не только оживленная транспортная артерия, но и прекрасная смотровая площадка, откуда открывается панорама на Оку и историческую часть города.




Каменный мост в Калуге 2016 г.

Похожие места

Брянский мост

Построен в 1944 году. Изначально он работал как автомобильно-пешеходный мост. В дальнейшем автодвижение перевели на Новый мост, а Брянский остался пешеходным.

Автомобильный мост через Вагу

Первый мост через реку Вага в Вельске был построен в 1930-е годы и заменён в 1966 году стальным мостом, обрушившимся в 2015 году из-за перегрузок. Новый мост, введённый в эксплуатацию осенью 2020 года, протяжённостью 170 метров и без весовых ограничений, обеспечивает безопасную транспортную связь и обещает служить ещё долго.

Автомобильный мост через Волгу

Самый длинный в Тверской области автомобильный мост через Волгу. Сегодня это не только важная транспортная артерия, но и архитектурная достопримечательность города.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!