Комплекс караимских кенасс

Время прочтения: мин.

г. Евпатория, ул. Караимская, д. 68

GPS: 45.198391 , 33.374245

Евпаторийские кенассы — молитвенные дома караимов — построили в начале XIX века. Они использовались по своему прямому предназначению более ста лет, после чего были закрыты.

История

В 1990-е годы храмы вернули караимской общине. В комплексе была проведена масштабная реставрация, после чего кенассы вновь открылись в 2007 году. В настоящее время это один из самых популярных в Евпатории туристических объектов.

Комплекс Караимских Кенас. 2022 г. Автор – ANDREI123

Кто такие караимы

Крымские караимы (сами себя они называют караи или карайлар) — немногочисленная этническая группа, о происхождении которой этнологи ведут споры до сих пор. У ученых есть две основные версии, по одной из них караимы — народ тюркского происхождения, родственный крымским татарам, исповедующий отдельную монотеистическую религию — караимизм. По другой версии караимов относят к этноконфессиональной группе евреев, приверженцев особого направления в иудаизме, восходящего к учению проповедника Анана бен Давида, жившего в Передней Азии в VIII веке. В отличие от евреев-раввинистов, караимы не признают святости Талмуда и почитают только Ветхий Завет. В Российской империи караимизм признавали отдельным от иудаизма вероисповеданием.


Караимы. 1862 г. Из книги «Этнографическое описание народов России»

Сегодня в странах бывшего СССР насчитывается около двух тысяч людей, считающих себя караимами. Всего же в мире существует около 30 тысяч последователей караимизма. Большинство караимов говорят на русском языке, но еще в начале XX века родным у них считался диалект крымско-татарского, а богослужения они отправляли на иврите. Крупнейшая караимская община в Крыму до присоединения его к России проживала в крепости Чуфут-Кале близ Бахчисарая.



Город–крепость Чуфут–Кале

«Караимская столица»

После 1783 года в связи с большой эмиграцией турок и татар караимы стали переселяться в Евпаторию, где и прежде существовала небольшая караимская община. К началу XIX века здесь сосредоточилась значительная часть караимов. В 1837 году в Евпатории учредили Караимское духовное управление во главе с высшим священнослужителем — гаханом. В 1804–1807 годах в городе построили Большую, а в 1815 году — Малую кенассу. В 1835 году их соединил декоративный дворик с аркадой, главным украшением которого стал памятник в честь посещения кенасс императором Александром I. Во время Крымской войны во дворик кенассы залетело русское ядро — сейчас оно вмонтировано в одну из стен храма.



Комплекс Караимских Кенас. 2023 г. Автор – Ирина Ковальская

Согласно всероссийской переписи 1897 года, караимская община Евпатории состояла из полутора тысяч человек, что составляло около десяти процентов населения города. В 1926 году кенассы перестали функционировать как храмы, долгое время здесь располагался музей.



Похожие места

Благовещенский собор. Несохранившийся памятник архитектуры

Благовещенский собор был главным храмом Рославля в конце XIX века. Изящное сооружение в стиле позднего барокко венчала высокая колокольня со шпилем. В советское время храм был разрушен, сейчас на его месте стоит памятник Ленину.

Нилово-Столобенская пустынь

Один из старейших мужских монастырей Тверской митрополии. Уникальный историко-культурный, ландшафтный и духовный объект.

Церковь во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Церковь в классическом стиле расположена на территории бывшей усадьбы Стремоуховых. В советские годы здание сильно пострадало и нуждается в реставрации.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!