GPS: 61.257448 , 46.626344
В 2007 году Котлас отметил 90 лет с момента получения статуса города. В честь этого события «Российские железные дороги» подарили городу паровоз серии Л № 5129. Он был разработан конструктором Л. С. Лебедянским, награждённым за него Сталинской премией II степени. Паровоз представлял собой новый тип локомотивов с брусковыми рамами. Изначально паровозы этой серии обозначались буквой «П», что символизировало Победу в Великой Отечественной войне.
Инженер-конструктор паровоза Л-1846 Л. С. Лебедянский
Позже ему присвоили литеру «Л» в честь инженера Лебедянского. Среди железнодорожников паровоз приобрёл известность благодаря своей надёжности и элегантности, за что его прозвали «Лебедь» и «Лебедянка».
Этот конкретный экземпляр был выпущен в 1955 году. Его вес составляет более 90 тонн, а длина — 24 метра. Паровоз мог развивать скорость до 80 км/ч. До того как стать памятником в Котласе, он эксплуатировался на участках железной дороги Котлас — Киров, Котлас — Коноша, Котлас — Воркута в период с 1955 по 1972 год. После этого он находился на базе запаса станции Урдома.
Первый послевоенный выпуск тепловоза «Лебедь». Конструктор Лебедянский. 1963 г.
Памятник машинисту локомотива Л-5129 на привокзальной площади в Котласе
Памятник-паровоз служит напоминанием жителям и гостям города о важной роли, которую железная дорога и её работники сыграли в развитии русского Севера. В настоящее время памятник доступен для просмотра всем желающим и находится на балансе Котласского краеведческого музея.
Источники: