Одним из крупнейших событий Гражданской войны, которая развернулась в нашей стране после Октябрьской революции 1917 года и прихода к власти большевистского правительства во главе с В. И. Лениным, стал известный рейд войск Белой армии под командованием генерала К. К. Мамантова (Мамонтова) по тылам Красной армии. Этот рейд охватил территории тогдашних Тамбовской, Воронежской и Орловской губерний, нанеся серьёзный удар по позициям сторонников большевистского режима.
4-й Донской корпус Донской армии предпринял этот рейд в период с 10 августа по 19 сентября 1919 года, стремясь предотвратить грядущее наступление Южного фронта РККА против войск генерала А. И. Деникина. В составе корпуса насчитывалось 6 тысяч сабель, 3 тысячи штыков и 12 орудий.
Прорвав фронт красных в районе Новохоперска, конница Мамантова захватила Бурнак (15 августа), Тамбов (18 августа), Козлов (22 августа), Лебедянь (28 августа) и Елец (31 августа). Затем отряд разделился на две части: одна из них двинулась на Задонск, который был взят 5 сентября, а другая — на станцию Грязи, захваченную белоказаками 6 сентября 1919 года. Рейд завершился взятием Воронежа (11-12 сентября) и возвращением войск в расположение армии генерала А. И. Деникина.
По некоторым данным, двухдневный набег на станцию Грязи обошёлся в сумму около 850 тысяч рублей. По воспоминаниям П. Д. Морозова, бывшего слесаря паровозного депо Грязи, в дальнейшем почётного железнодорожника, мамантовцы ломали стрелки, разрушали станционные пути, разбивали вагоны, взорвали мосты через реки Матыру и Байгору, пускали паровозы на разрушенные мосты, что привело к образованию значительных нагромождений в реках. Кроме того, они грабили пекарню и лавки, а также разграбили элеватор. После их набега маслозавод перестал функционировать.
Такого разорения станция и посёлок не видели за всю свою недолгую историю. Враг был отброшен от Грязей с помощью двух бронелетучек-бронепоездов. Однако для ликвидации всего рейда потребовалось примерно 23 тысяч человек. Что касается железнодорожных путей и восстановления движения поездов по станции Грязи после этого рейда, то они были восстановлены через несколько дней, причём работы велись круглосуточно с привлечением местного населения. Но последствия общего разорения посёлка, самой станции и вокзала, внутренние помещения которого сильно пострадали, ощущались долго.
В литературе существуют довольно противоречивые оценки данного рейда. Очевидно, что он привёл к сильной дезорганизации тыла Красной армии, но при этом была замечена негативная реакция со стороны руководителей белого движения. Они были недовольны тем, что огромные трофеи были захвачены и привезены на Дон, но настоящего разгрома Красной армии не последовало. Этот рейд не предотвратил её дальнейшее осеннее наступление 1919 года и, в итоге, окончательный разгром армии А. И. Деникина.