Город в Саратовской области, крупный железнодорожный узел, ведущий свою историю от села Покровского. Ныне это современный промышленный центр с богатым историческим наследием.
GPS: 52.257455 , 43.785657
Город Ртищево — административный центр одноимённого района Саратовской области. Население около 38 тысяч человек (2021). Город расположен в 214 километрах к северо-западу от Саратова на левом берегу Ольшанки, притока Хопра. Ртищево — крупный узел Юго-Восточной железной дороги — часто называют «Перекрёстком России». Ее полотно делит город на две части: южную, которая выросла из пристанционного посёлка, и более старую северную, где раньше было село Покровское, или Ртищево.
Первые документальные упоминания о селе Покровском относятся к концу XVI века. В 1666 году здесь уже был церковный приход. После Северной войны 1700–1721 годов земли у реки Хопёр стали раздавать отличившимся в этой войне. Покровское с 4 тысячами десятин земли получил столбовой дворянин майор Василий Михайлович Ртищев. С тех пор село официально называлось «сельцо Альшанка, Ртищево тож».
В середине XVIII века в имении было 61 хозяйство и около 170 мужчин. В 1774 году крестьяне Ртищева вместе с крестьянами соседних сёл присоединились к отрядам Емельяна Пугачева. В память об этом событии в 1923 году Старо-Почтовую улицу Ртищева переименовали в Пугачёвскую. Позже село несколько раз меняло хозяев. Последними владельцами были дворяне Ченыкаевы.
В середине XIX века в Ртищеве было шесть улиц, 220 хозяйств и около 560 мужчин. С конца 1860-х годов у железнодорожной станции начал расти посёлок. Это было связано со строительством ветки Рязано-Уральской железной дороги Тамбов — Саратов. К 1870-м годам в Ртищеве жило уже около тысячи человек. После открытия линии Пенза — Балашов — Харьков население увеличилось до трёх тысяч. В конце XIX века село Ртищево и железнодорожный посёлок фактически стали единым поселением.
В начале ХХ века в Ртищеве появилась революционная организация, связанная с Саратовским комитетом РСДРП. Во время Первой российской революции организация проводила маёвки железнодорожников, организовывала забастовки и антиправительственные выступления. В начале 1906 года дошло до вооружённого столкновения с властями.
Перед Первой мировой войной в посёлке жило более восьми тысяч человек. К этому времени важную роль в экономике поселения стала играть пищевая промышленность. Работали элеватор Громадского на 100 тысяч пудов зерна, мельницы Дурасова, Тейхмана, Михайлова (две последние были паровыми), современная мясохладобойня акционерного общества «Братья Барсельман» (в 1990-е годы — ОАО «Мясокомбинат "Ртищевский"»).
В январе 1918 года в Ртищеве провозгласили советскую власть, но уже в мае станция оказалась в центре боёв между восставшим Чехословацким корпусом и советскими частями. В 1921 году Ртищево дважды захватывали отряды крестьянской повстанческой армии А. С. Антонова, и дважды его отбивала группировка Красной Армии под командованием И. П. Уборевича (четыре бригады и три автобронеотряда).
Осенью 1921 года в Поволжье разразился голод. Ртищево стало общероссийской базой гуманитарных грузов от международных организаций. Здесь останавливался Фритьоф Нансен. На деньги «Миссии Нансена» в городе открылись бесплатные столовые, которые спасли от голодной смерти тысячи людей, в том числе сотни детей-сирот.
В 2010 году в честь великого норвежского полярного исследователя и гуманиста на здании железнодорожного вокзала Ртищева установили мемориальную доску.
6 июня 1925 года посёлок Ртищево стал городом и районным центром Балашовского округа Нижне-Волжского края. В 1936 году Ртищевский район вошёл в новую Саратовскую область. Перед войной в городе жило почти 30 тысяч человек.
После войны было модернизировано Ртищевское отделение железной дороги, появились новые предприятия. В 1965 году открылась швейная фабрика, спустя 10 лет въехавшая в новое здание, тремя годами позже появились производство гигроскопической ваты и предприятие «Аргон» по выпуску электротехники и электроники. Созданная в 1960 году межколхозная птицефабрика со временем стала одним из крупнейших в области производителей яиц и мяса птицы АО «Птицевод». В конце 1990-х годов в городе жило 45 тысяч человек — больше, чем когда-либо.
В XX веке Ртищево несколько раз хотели переименовать: в 1937 г. — в Ежов (в честь сталинского наркома), в 1967 году — в Коллонтай (по имени известной революционерки). Были и другие предложения, но ртищевские краеведы смогли отстоять историческое название.
Сегодня в Ртищеве работают политехнический лицей, выросший из школы фабрично-заводского обучения, и Центр развития ребёнка. Есть краеведческий музей, детская школа искусств, культурный центр с картинной галереей, стадион «Локомотив», плавательный бассейн «Дельфин». Ртищевское благочиние Балашовской епархии РПЦ включает 12 приходов.
Ртищево — родина многих известных россиян. Среди них: основоположник саратовского краеведения А. Ф. Леопольдов; Герои Социалистического Труда академик РАН А. В. Каляев, машинист А. Н. Сапрыкин, директор совхоза Г. К. Бутузов; генерал-лейтенант погранвойск П. И. Ионов, народная артистка Беларуси Н. А. Корнеева, конструктор крылатых ракет С. А. Авдонин, заслуженный конструктор РСФСР, вагоностроитель В. А. Двухглавов, хирург-орденоносец Н. А. Софинский и его сыновья Николай — заместитель министра высшего и среднего специального образования СССР и Всеволод — дипломат, Чрезвычайный и Полномочный посол.
Символы Ртищева отражают его историю и особенности. Герб и флаг включают элементы, связанные с железной дорогой и дворянским родом Ртищевых. Неофициальным символом города стала яблоня сорта «Ртищевская красавица».
Первый герб города Ртищево и Ртищевского района, созданный местным художником Н. А. Федоровым, утверждён администрацией города в ноябре 1994 года, но Геральдический совет при Президенте РФ его не одобрил. Этот герб представлял собой французский геральдический щит, на котором в лазоревом поле были изображены буква «Р», локомотив и хлебный колос. В вольной части был герб Саратовской области.
Сейчас у города другой герб, утверждённый в 2001 году. Его создали Константин Мочёнов (Химки), Михаил Ваганов (Железнодорожный) и Сергей Исаев (Москва). Этот герб тоже имеет форму французского геральдического щита; в центре в зелёном поле воспроизведены элементы герба дворян Ртищевых: две серебряные сабли накрест остриями вниз и стрела. Они окружены замкнутым в кольцо серебристо-чёрным шнуром — аллегорией железной дороги — с серебряной подковой в нижней части. Вольная часть может нести изображение герба Саратовской области — три положенные в вилообразный крест, сообращённые серебряные стерляди в лазоревом поле.
Флаг Ртищева утвердили в 2004 году. Это прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2:3. Флаг состоит из трёх равных горизонтальных полос: верхней — белой, средней — зелёной и нижней — голубой. В центре расположены фигуры герба.
Официально утверждённого гимна у города пока нет.
Неофициальным символом Ртищева считается яблоня «Ртищевская красавица». Её вывели в 1995 году в плодосовхозе «Ртищевский» саратовские учёные-селекционеры Г. В. Кондратьева и И. К. Фомина. Этот осенний сорт яблони отличается высокой зимостойкостью и урожайностью, быстро начинает плодоносить, даёт крупные плоды и устойчив к заболеваниям.
Во время Великой Отечественной войны Ртищево стало стратегическим транспортным узлом, через который шло снабжение фронта.
24 июня 1941 года для обеспечения воинских перевозок и эвакуации на советских железных дорогах ввели военный график движения. На станции Ртищево был организован круглосуточный пост по распределению грузов.
В июле 1941 года в городе создали полк народного ополчения численностью 3,5 тысячи человек. Началась маскировка объектов, в пригородах построили ложные объекты. При приближении немецких бомбардировщиков город и станцию погружали во тьму, а ложные объекты включали огни. Благодаря этому город и железнодорожный узел почти не пострадали от вражеской авиации.
В 1941–1944 годах из Ртищевского района призвали около 16 тысяч человек, из них почти 9,5 тысячи не вернулись с войны. Многие ртищевцы воевали в 100-м батальоне воздушного наблюдения, созданном в городе в ноябре 1941 года. В 1942 году на вокзале и других важных объектах железной дороги установили зенитные орудия и пулемёты зенитно-артиллерийского дивизиона. Об этом напоминает мемориальная доска на фасаде вокзала.
В 1942 году Ртищевское отделение железной дороги стало основным каналом снабжения Сталинградского фронта. В Ртищеве сформировали дивизион бронепоездов, участвовавший в битве за Сталинград. В локомотивном депо построили бронепоезд № 670 «Истребитель немецких захватчиков». В городе открыли три госпиталя.
Жители города и района жертвовали личные средства в фонд обороны. На пожертвования академика В. Н. Образцова построили истребитель Як-1 «Ртищевский железнодорожник». В ноябре 1943 года пилот этого самолёта старший лейтенант Александр Лавренов стал Героем Советского Союза. За годы войны ртищевцы собрали свыше трёх миллионов рублей на технику для фронта.
В 1975 году на центральной площади Ртищева установили двенадцатиметровый Обелиск Славы с Вечным огнём. В его верхней части разместили бронзовый барельеф солдата с автоматом и надпись: «Никто не забыт и ничто не забыто». На Стене памяти увековечены имена 20 ртищевцев, Героев Советского Союза. Раньше на площади проходили демонстрации и митинги, сейчас здесь проводят парады в честь Дня Победы, народные гуляния и праздничные концерты.
В мае 2016 года в Ртищеве установлен памятник «Детям войны» работы скульптора Александра Александровича Садовского, посвящённый поколению, которое самоотверженным трудом приближало Победу. Памятник представляет собой композицию из фигур подростка, держащего железнодорожный фонарь, и маленькой девочки с игрушкой в руке.
Регулярное движение по железной дороге Балашовского хода началось с 1895 года. Ключевой объект магистрали — мост через реку Хопер. С 2005 года на месте старой станции стоит нарядное вокзальное здание.
Старейший собор в Балашове — Архангельская церковь. В настоящее время отремонтированная и вновь расписанная святыня является объектом историко-культурного наследия.
В 1884 году в городе появился Покровский монастырь. При нём работал небольшой кирпичный завод, молочная ферма и мастерские. Во времена Гражданской войны обитель была закрыта и разграблена. В 2013 году святое место было возрождено.
Предприятие железнодорожного транспорта — старейшее сооружение Балашова. Два его корпуса с поворотным кругом были возведены в 1894 году и вмещают 29 ремонтных стойл.
Центральное образовательное учреждение Балашова. Является филиалом Саратовского государственного университета им. Чернышевского. В его стенах учился один из создателей советской «Азбуки» В. А. Кирюшкин.
Среди выпускников училища — 128 Героев Советского Союза, удостоенных этого звания в годы Великой Отечественной войны. Еще семь получили Звезду Героя в мирное время, а девять стали Героями Росси
Одно из важнейших культурно-просветительских учреждений Балашова. Сегодня в фондах музея свыше 50 тысяч единиц хранения, а его коллекции продолжают пополняться.
Эта городская архитектурная достопримечательность представляет собой образец городского деревянного зодчества начала ХХ столетия.
Мемориальный комплекс посвящен балашовцам, павшим в борьбе за советскую власть в Гражданской войне и погибшим в годы Великой Отечественной. Представляет собой высокую стелу из двух частей.
Хопер – самый крупный левый приток реки Дон. В конце 2019 года в центре города была открыта обновленная и просторная набережная.
Расцвет имения пришелся на конец XIX — начало XX века. Сейчас усадьба находится на реставрации, которая должна быть завершена в 2024 году.
Железная дорога сыграла ключевую роль в развитии Ртищева. Город вырос из пристанционного посёлка, а железнодорожный вокзал стал его архитектурной доминантой и свидетелем важных исторических событий.
В начале XX века в Ртищеве установили памятник императору Александру II. Монумент простоял недолго и был снесён после революции. Сейчас о нём напоминают лишь архивные документы.
Храм Александра Невского — одна из главных достопримечательностей Ртищева. Он пережил закрытие в советское время, но был возвращён верующим и сейчас действует.
Храм Николая Чудотворца в Ртищеве был разрушен в советское время, но в XXI веке его восстановили на новом месте.
Краеведческий музей — центр культурной жизни города. Он прошёл путь от народного музея до современного культурного центра с интерактивными экспозициями.
Локомотивное депо в Ртищеве — важная часть железнодорожной инфраструктуры города. Его история тесно связана с развитием транспорта и технологий.
Центр музыкального образования в Ртищеве носит имя знаменитой певицы, уроженки города, и продолжает традиции музыкального образования.
Городской культурный центр — преемник Дворца культуры железнодорожников. Он остаётся центром культурной жизни города, сохраняя богатые традиции и развивая новые направления.
Техникум железнодорожного транспорта готовит специалистов, постоянно развиваясь и внедряя новые технологии обучения.
«Лётный городок» и учебная авиабаза — уникальные объекты Ртищева. Здесь готовят военных лётчиков и хранят память о героях авиации.
Стадион «Локомотив» и бассейн «Дельфин» — главные спортивные объекты Ртищева. Они играют важную роль в развитии спорта в городе.
Любимое место отдыха жителей Ртищева. Парк появился во второй половине 1930-х годов и сегодня продолжает развиваться.
Владыкинский парк — уникальный природный и исторический объект близ Ртищева. Он хранит память о старинной дворянской усадьбе и удивляет разнообразием растений.
В 1895 году в Балашове произошло торжественное и масштабное богослужение. Соборная площадь еще до рассвета была заполнена паломниками со всего края.
Доктор физико-математических наук, лауреат Ленинской премии, кавалер ордена Трудового Красного Знамени.
Поэт, член Союза писателей СССР, кавалер орденов Дружбы, Отечественной войны II степени.
Ливны прошли путь от древней пограничной крепости до промышленного центра. Сегодня это современный благоустроенный город, бережно хранящий своё культурное наследие.
Спирово расположено в 80 км к северо-западу от областного центра. Железнодорожная станция на линии Москва — Санкт-Петербург.
В Никоновской летописи говорится: «… В лето 6825… Тое же зимы князь великы Юрьи Даниловичь Московьский с Кавгадыем, и со многыми Татары и с князи Суздальскыми, и со многими силами поиде с Костромы к Ростову, а от Ростова поиде к Переславлю, и от Переславля поиде к Дмитрову, а из Дмитрова к Клину».
В городе Лиски живут и трудятся железнодорожники. Активное развитие посёлка началось в конце XIX века, после строительства здесь узловой станции.
Крупный экономический, транспортный, научно-образовательный и культурный центр. В Самаре одна из самых длинных в России речных набережных и самое высокое здание железнодорожного вокзала в Европе.
Липецк сочетает функции промышленного города металлургов и курорта. Руду здесь начали добывать еще в XVII веке, тогда же у рудников вырос небольшой город, а вокруг источников начали строить курорт.