В городе Лиски живут и трудятся железнодорожники. Активное развитие посёлка началось в конце XIX века, после строительства здесь узловой станции.
Город Лиски — административный центр Лискинского района Воронежской области. Его население составляет 54 тысячи человек — это четвертый по числу жителей город области. За свою историю город несколько раз менял имя. Так, в 1937–1943 годах он назывался Свобода, а в 1965–1991 годах носил название Георгиу-Деж.
Собор Владимирской иконы Божией Матери в г. Лиски
Город расположен в 98 километрах от областного центра на левом берегу Дона между его притоками Хворостань и Икорец. Хотя на современном гербе Лискинского района изображена лиса, в изобилии обитавшая в здешних краях, свое необычное название город получил от старинного села, стоящего на противоположном берегу Дона, через которое первоначально должна была пройти железная дорога. Село Лиски, в свою очередь, было названо по одноименной речке, притоку Дона, протекающей близ Лысой (то есть меловой, почти лишенной растительности) горы.
Река Дон и гора Бударка (Бухарка) в п. Новая Покровка. 1906-1909 гг.
В Средневековье территория современного Лискинского района представляла собой пограничье земледельцев-славян и степных кочевников. Об этом напоминают археологические памятники — славянская крепость IX века на горе Трудень (городище Титчиха) и меловая Маяцкая крепость Хазарского каганата IX–X веков. Имя этой крепости стало частью названия салтово-маяцкой археологической культуры железного века. Сейчас Маяцкое городище вместе с пещерными меловыми церквами середины XVII века и другими памятниками истории и архитектуры республиканского значения входит в состав обширного, площадью в 1 100 гектаров, историко-археологического музея-заповедника «Дивногорье».
Картина «Славянское городище Титчиха в VIII-Х вв». 1961 г. Автор - В. П. Криворучко
В конце XVI века на территории Лискинского района располагался пограничный пункт — «сторожа» Богатый Затон. В XVII веке на этом месте возникла слободка Петровская, неподалеку от которой с середины того же столетия начал складываться комплекс пещерного Дивногорского Успенского мужского монастыря. В 1787 году, вскоре после закладки Покровской церкви, слободка была переименована в Покровку, а затем — в село Новопокровское. Именно это поселение вместе с появившейся в нем позднее железнодорожной станцией находилось у истоков будущего города Лиски, датой основания которого считается 1871 год. При этом в казачьей культуре по сей день бытует представление, будто Лиски — это средневековое казачье поселение.
Общий вид Больших Див. Вторая половина ХХ в.
В 1871 году на станцию Лиски в селе Новопокровском прибыл первый поезд. В 1895 году станция стала узловой, что существенно ускорило развитие населенного пункта. Село было превращено в волостной центр. Первая всероссийская перепись 1897 года зафиксировала в нем 5 500 жителей.
В начале ХХ века кроме церкви в Новопокровском действовали земская и церковноприходская школы, речная пристань, через которую шло оживленное грузопассажирское сообщение с Ростовом-на-Дону, паровая мельница и другие промышленные предприятия, имелись постоялые дворы, трактиры, базары, проводились ярмарки, в 1911 году здесь был открыт кинематограф. В годы первой русской революции лискинский железнодорожный узел стал одним из центров рабочих выступлений, к подавлению которых власти привлекли войска.
Вручение переходящего красного знамени коллективу теплохода «Ленинский комсомол» на пристани г. Лиски. 1952 г.
Советская власть в Новопокровском была провозглашена в декабре 1917 года. Станция имела стратегическое значение, поэтому в годы Гражданской войны за нее велись тяжелые бои. В Лисках неоднократно бывал председатель Реввоенсовета республики Лев Давидович Троцкий. В конце 1918 года и в 1919 году станция была захвачена сначала казаками Петра Николаевича Краснова, а затем Вооруженными силами Юга России Антона Ивановича Деникина — в обоих случаях ненадолго.
Лев Давидович Троцкий на железнодорожной станции Лиски. 1918 г.
В полном объеме восстановить железнодорожное сообщение в Лисках после разрухи времен Гражданской войны удалось только к 1927 году. Тогда же в селе заработал речной порт. В 1928 году село Новопокровское стало рабочим поселком под названием Свобода, который в 1937 году получил городской статус. В 1930-е годы здесь была сооружена электростанция, а также локомотивное и вагонное депо. Грузооборот станции увеличился до 160 с лишним миллионов тонн. В городе были построены многочисленные жилые дома, Дом культуры, появились парки и скверы.
Сквер на улице Титова в Георгиу-Деж. 1973 г.
В годы Великой Отечественной войны станция и город подверглись значительным разрушениям. Было уничтожено депо, мост через Дон и пристань, а окрестные села оказались практически стерты с лица земли. Вместе с тем в январе 1943 года территория района стала одним из важнейших плацдармов Острогожско-Россошанской наступательной операции Воронежского и Юго-Западного фронтов, создавшей условия для последующего освобождения Харькова и Донбасса. В 1943 году город был переименован в Лиски и в послевоенные десятилетия восстановлен.
Железнодорожная станция Лиски. 1943 г. Автор фото - А. С. Замский
К 1990-м годам здесь действовало свыше ста учреждений культуры и более 40 промышленных предприятий, крупнейшие из которых — сахарный завод и завод монтажных заготовок и металлоконструкций. Лискинский район также считается родиной русской длинношерстной породы овец.
Баран породы Линкольн - Михновская. Колхоз "Заветы Ильича " Лискинского района. 1950 г.
Многие известные люди России были уроженцами Лискинского края. Среди них — музыканты Константин Федорович Костин-Макаров, Виктор Лукьянович Кириченко и Леонид Иванович Болдин, Герои Социалистического Труда Виктор Яковлевич Дмитриев, Виктор Петрович Косяков, Павел Дмитриевич Мостепанов и Лидия Петровна Сумская, летчики-космонавты Анатолий Васильевич Филипченко и Иван Николаевич Аникеев, Герой России вертолетчик Евгений Николаевич Сизоненко, генерал армии Анатолий Иванович Грибков, общественный деятель Александр Яковлевич Неумывакин.
Павел Дмитриевич Мостепанов. 1966-1970 гг.
С 2014 года город Лиски носит почетное звание «Город воинской доблести» Воронежской области.
Герб города Лиски, утвержденный в 1997 году, аллегорически отображает его историю, а также значение в жизни страны и региона: на голубом (лазоревом) поле изображено золотое крылатое колесо, внизу — «тонкий выщерблено-изогнутый пояс, дважды просеченный, серебряный по краям, а посередине — в цвет поля». Крылатое колесо считается символом железнодорожного сообщения. Волны и голубое поле олицетворяют расположение города по берегам Дона и его роль в развитии речного судоходства. Желтый цвет (золото) означает богатство, стабильность, интеллект и уважение. Голубой (лазурь) — символ возвышенных устремлений, добродетели и искренности.
Герб города Лиски
Флаг города представляет собой аналог герба, расположенный на прямоугольном полотнище с отношением ширины к длине 2:3. Первоначально он был утвержден как флаг Лискинского района, но в 2006 году стал флагом городского поселения Лиски.
Флаг города Лиски
Интересно, что официальная символика города Лиски заметно отличается от флага и герба Лискинского района. На последних отсутствует железнодорожная тематика, но изображены лиса и меловые горы, отсылающие к одной из главных природных достопримечательностей района — меловым горам Дивногорья. Фон флага трехцветный, зелено-желто-голубой.
Герб Лискинского района
Флаг Лискинского района
К неофициальным символам города можно отнести памятный знак «Ангел-хранитель». Он был установлен в 1998 году на колонне, в основании которой помещен колокол, украшенный барельефами с сюжетами из библейской истории и истории Лисок. Другим неофициальным символом города считается величественный пятиглавый собор Владимирской иконы Божией Матери, освященный в 2016 году.
Памятник «Ангел-хранитель» на Привокзальной площади в г. Лиски
Собор Владимирской иконы Божией Матери в г. Лиски
Война стала тяжелым испытанием для жителей Лисок. Несмотря на постоянные налеты вражеской авиации и кровопролитные бои в окрестностях, городские предприятия продолжали работать. В 2014 году Лискам было присвоено почетное звание «Город воинской доблести» Воронежской области.
Репродукция автолитографии художника В. И. Курдова «Бронепоезд». 1970 г.
С момента нападения фашистской Германии на СССР в городе было объявлено военное положение и введен комендантский час. Уже осенью 1941 года станция Лиски подверглась первой вражеской бомбардировке, с декабря бомбежки стали регулярными. В соответствии с заданием Государственного Комитета Обороны, лискинские вагоноремонтники оборудовали платформы зенитными пушками и пулеметами, предназначенными для защиты эшелонов от атак с воздуха.
Помимо этого, к началу 1942 года в депо были построены три и отремонтированы пять бронепоездов, в том числе «Лискинец», который впоследствии сражался на Курской дуге, а затем освобождал Украину и Польшу. Судоремонтные мастерские и мастерские механизации изготавливали детали для минометов и речные понтоны. Суда речного флота, не ограничиваясь перевозками хлебных и воинских грузов, обеспечивали переправу через Дон боевых частей.
В числе призванных на фронт лискинским военкоматом был уроженец Грузии Мелитон Кантария, в мае 1945 года водрузивший Знамя Победы над Рейхстагом.
Мелитон Варламович Кантария
Младший сержант Мелитон Кантария и сержант Михаил Егоров, водрузившие Знамя Победы над Рейхстагом
В результате наступления немецко-фашистских войск на Украине в конце июня — начале июля 1942 года лискинский железнодорожный узел стал подвергаться особенно ожесточенным бомбардировкам. 5–7 июля оккупанты заняли правобережную часть Лискинского района. Чтобы не допустить врага на левый берег Дона, был взорван железнодорожный мост и понтонная переправа, а также затоплены речные суда. В августе 1942 года в бою на Сторожевском плацдарме рядовой Чолпонбай Тулебердиев закрыл своим телом амбразуру вражеского дота. На месте гибели героя ныне возведен мемориал.
Чолпонбай Тулебердиев
Памятник Чолпонбаю Тулебердиеву
На соседнем участке фронта орудие под командой сержанта Игоря Панганиса восемь суток отбивало атаки немецких танков. За проявленный героизм ему было присвоено звание Героя Советского Союза. 14 января 1943 года, в ходе начавшегося советского контрнаступления, танковая рота старшего лейтенанта Петра Алексеевича Козлова освободила села Петровское и Коломыцево. Смертельно раненный в бою офицер был удостоен звания Героя Советского Союза.
Игорь Владимирович Панганис
В январе 1943 года район был полностью освобожден, началось его восстановление. Хотя город продолжал подвергаться налетам вражеской авиации, в том же 1943 году лискинские речники выполнили план перевозок на 123%, был восстановлен железнодорожный мост, возобновилось движение через Дон в западном и южном направлениях, продолжались работы в возрожденном депо. Весной 1944 года жители района собрали более полумиллиона рублей на танковую колонну «Лискинский колхозник» и свыше 700 тысяч рублей — на строительство штурмовой эскадрильи.
Возвращение беженцев домой. 1943 г.
За годы войны многие уроженцы Лискинского района были удостоены звания Героя Советского Союза: Иван Дмитриевич Ермолаев, подбивший несколько танков противника; командир партизанской бригады Виктор Ильич Ливенцев; Андрей Степанович Кошелев, уничтоживший три самоходных орудия врага; минометчик Митрофан Андреевич Машин (оба — посмертно).
Виктор Ильич Ливенцев
За умелое управление боевыми действиями и проявленные при этом личное мужество и героизм указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1945 года звание Героя Советского Союза было присвоено гвардии полковнику Павлу Зиновьевичу Шамардину. За трудовые подвиги в годы войны званием Героя Социалистического Труда были отмечены начальник Лискинского отделения ЮВЖД Владимир Николаевич Желудев, начальник колонны паровозов Александр Карпович Лысенко, организатор восстановления лискинского железнодорожного узла Филипп Дмитриевич Федосов.
Александр Карпович Лысенко
Память о войне и ее героях хранят многочисленные мемориалы, расположенные в Лисках и Лискинском районе. Центральным среди них считается Аллея Славы на воинском кладбище города.
Мемориальный комплекс «Аллея Славы» в г. Лиски
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ
Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ
Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ
Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ
Источник: © Социальная сеть «Одноклассники»
Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ
Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ
Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ
Источник: © Портал о путешествиях «TripTonkosti»
Источник: © Cетевое сообщество LiveJournal
Источник: © «Vector-images.com» - сервисы по векторной графике
Источник: © «Vector-images.com» - сервисы по векторной графике
Источник: © «Vector-images.com» - сервисы по векторной графике
Источник: © «Vector-images.com» - сервисы по векторной графике
Источник: © Исторический портал «Русский контур»
Источник: © Информационный портал «Заметки путешественника»
Источник: © «Дзен» - платформа для просмотра и создания контента
Источник: © Сетевое издание «Регнум»
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © Социальная сеть «Вконтакте»
Источник: © Интернет-портал СНГ
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © Острогожский историко-художественный музей имени И. Н. Крамского
Источник: © Сайт Минского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру
Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ
Источник: © Всероссийский сетевой проект «Карта памяти»
Лиски - крупный железнодорожный узел в Воронежской области, связывающий Москву и Ростов-на-Дону, а также Харьков и Пензу. В 2020 году станция отметила свое 150-летие.
Покровская церковь возведена в XVIII в. Это однокупольный храм с трехъярусной колокольней, фресками и оригинальной лепниной в убранстве. До 1988 г. был единственным действующим собором в Лискинском районе.
Собор Владимирской иконы Божией Матери в Лисках относится к главным достопримечательностям города и считается неофициальным символом города.
Памятник Ангелу-хранителю города стоит на площади у Владимирского собора. Это 10-метровая колонна с основанием в виде колокола и увенчанная статуей ангела. Колокол украшают сцены из Евангелия и истории города.
Красные ворота когда-то служили главным въездом в населенный пункт. Они были построены в годы основания поселка. Возле этих ворот проходили праздники и общественные мероприятия.
Лискинская детская железная дорога оснащена по последнему слову техники. Здесь есть семафоры, здание вокзала и вагонное депо - все как у взрослых.
Клуб железнодорожников стал первым местом культурного досуга в Лисках. На его сцене начинали свою творческую карьеру многие артисты.
Мемориал открыли в центре города, как знак памяти шестерым Лискинцам, не вернувшимся с войны. Представляет собой плиту с изображением сцены боя, скорбящей женщины и эпитафией.
Эксплуатационное депо появилось в Лисках в конце XIX в. А почти через 100 лет при нем открылся музей. Сейчас экспозиция музея располагается на 2-х этажах и рассказывает о развитии депо с дней основания до нашего времени.
В 1869 году был утверждён проект строительства железнодорожного пути от Воронежа до Ростова-на-Дону. На этой дороге появилась и станция Россошь (изначально Михайловка). Она стала важным узлом, способствующим развитию торговли и экономики региона.
Ольховатский сахарный завод, основанный в 1834 году А. Д. Чертковым, стал одним из самых долгоживущих предприятий Воронежской губернии. В 1930-е здесь открыли Новоольховатский сахарозавод. Предприятия объединили в 1969 году в Ольховатский комбинат.
Церковь Александра Невского в Россоши — уникальный памятник архитектуры и одно из немногих сохранившихся дореволюционных зданий города. После проведения реставрации в 2008 году он является архитектурной доминантой Россоши.
Ильинский кафедральный собор является украшением Россоши. Построенный на месте разрушенной старой церкви, он впечатляет масштабами своей архитектуры.
В Россоши открыт уникальный музей коров. С 2017 года здесь собрано более 4,5 тыс. экспонатов из разных стран. Вход в него бесплатный, здесь побывало множество путешественников из разных уголков мира. Самому старому экспонату музея почти 200 лет.
В Россоши находится Центральная братская могила № 277, где похоронены 3 558 солдат, отдавших жизнь в Великой Отечественной войне. Обновлённый мемориал, открытый в 2021 году, стал символом памяти и уважения к героическому подвигу защитников Родины.
Железнодорожники Россоши использовали введённые ими новшества по управлению поездами, что ускорило переброску военной техники и советских войск на участки важнейших сражений. Памятник паровозу Л-0552 увековечивает их подвиг.
П. С. Рыбалко командовал 3-й танковой армией, которая освобождала Россошь. Его жизненный путь — от мальчика из рабочей семьи до маршала — отражает яркий пример служения Родине. Память о военачальнике увековечена установкой памятника в 2013 году.
Россошь стала первым городом, освобождённым танковыми войсками во время Великой Отечественной войны. Памятник воинам-освободителям, открытый 9 мая 1989 года, напоминает о героизме 106-й войсковой бригады и её роли в Острогожско-Россошанской операции.
Экологический парк «Каялов бор» в Россоши — это уникальное природное пространство. Созданный усилиями местных жителей, он стал победителем Всероссийского конкурса по созданию комфортной городской среды и открыл свои двери 4 сентября 2021 года.
В селе Жилино, основанном в конце XVIII века, находится один из старейших действующих храмов Россошанского района. Церковь Благовещения, построенная в 1801 году, пережила войны, перестройки и сегодня вновь открыта для прихожан.
Парк культуры и отдыха «Юбилейный» в Россоши — излюбленное место отдыха горожан. Здесь гармонично сочетаются природа и развлекательные зоны, а также проводятся культурные мероприятия для жителей города.
В Россоши установлен выразительный памятник героям Гражданской войны, открытый в 1987 году. Он стал символом борьбы местных жителей и напоминает о тяжёлых испытаниях 1918–1919 годов.
Трёхэтажное кирпичное здание вокзала, украшенное элементами модерна, русского стиля и классицизма, было построено по проекту московского архитектора М. А. Арсеньева в начале 1870-х годов. Сейчас это памятник истории, градостроительства и архитектуры.
Женская прогимназия, а позднее — гимназия, открыта в 1882 году. Первоначально здесь обучались на домашних учителей девочки из разных сословий. После революции гимназия была преобразована в Трудовую, а затем в фабрично-заводскую школу.
В 1888 году будущий писатель Максим Горький, тогда еще Алексей Пешков, работал на товарной станции Борисоглебск и снимал комнату в доме купчихи Юмашевой. Пребывание Горького здесь было кратким, но оно оставило заметный след в его творчестве.
В 1869 году немец Вильгельм Леймер построил в Борисоглебске пиво-медоваренный завод. Завод производил пиво, фруктовые и минеральные воды. В настоящее время здание принадлежит ОАО «Борисоглебский пивоваренный завод» и является памятником истории.
Князь Сергей Михайлович Волконский был видным деятелм культуры. Помимо просветительской деятельности, он занимался и общественными делами. Так, во времена Первой мировой войны Волконский обустроил в своём доме лазарет для раненых солдат.
Дом Полякова, построенный в начале XX века, — яркий образец раннего русского модерна. В особняке сохранилась изначальная планировка и некоторые детали интерьера. Примечателен угловой камин, украшенный цветными изразцами с растительным орнаментом.
Частная мужская гимназия Серафимы Александровны Товаровой открылась в Борисоглебске в 1908 году и проработала до революции 1917 года. Комплекс зданий гимназии выполнен в стиле экстектики. Здесь сохранились две оригинальные угловые изразцовые печи.
В 1906 году, согласно завещанию купца Афанасия Кузьмича Долгова, его капитал вложили в организацию профессионального училища для девочек из беднейших слоев городского населения.
Здание отделения Воронежского коммерческого банка было построено в начале ХХ века. Здесь с 1903 по 1914 год жил Николай Павлович Аносов, выдающийся дирижёр, композитор, профессор Московской консерватории, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Здание общества построено в 1914 году. В начале ХХ века здесь располагался музыкально-драматический кружок, а после революции хранилась библиотека и картинная галерея князя С. М. Волконского.
Двухэтажный кирпичный дом с полуподвалом построил в конце XIX века аптекарь и гласный городской думы Карл Робертович Вейс, происходивший из прибалтийских немцев. Долгие годы комплекс зданий занимали медицинские учреждения.
«Дом оптового торговца» — один из самых ярких образцов жилой архитектуры Борисоглебска начала XX века. Одноэтажное кирпичное здание выполнено в стиле неоклассицизма. Внутри сохранилось множество интересных деталей, лепные карнизы и дубовый паркет.
Здание, построенное в конце XIX — начале ХХ века для борисоглебского отделения Северного банка, является важной частью архитектурного наследия города. С 1994 года зданию банка присвоен статус памятника истории, градостроительства и архитектуры.
Здание построено в 80-е годы XIX века. В 1897 году хозин дома, купец Смирнов, передал его под Публичную городскую библиотеку — первую общественную библиотеку Борисоглебска. С 1990 года здесь располагается Детская городская библиотека.
Больницу построили во второй половине XIX века. Помимо стационара, здесь была библиотека с медицинской и художественной литературой. Фасад деревянного одноэтажного здания украшен резьбой, а парадный вход выделяется навесом с ажурными кронштейнами.
Народный дом торжественно открыли в 1915 году. Во время Первой мировой войны здесь квартировали военных, а после стали проводить культурные мероприятия. Так, князь С. М. Волконский организовал выставку, посвящённую декабристам.
Здание в русско-византийском стиле построили в 1880-е годы для Купеческого клуба, а в 1915 году его передали под частную гимназию Серафимы Васильевны Оржевской. В наши дни в этих стенах размещается Воронежский государственный технический университет.
Здание электротеатра в стиле позднего модерна открыли в октябре 1915 года. Здесь демонстрировались фильмы, выступали с гастролями приезжие артисты и музыканты. В 1917 году «Модерн» стал местом проведения различных собраний, заседаний и митингов.
Двухэтажное кирпичное здание построено в конце XIX века. В 1918–1925 годы на нижнем этаже размещалась типография им. В. И. Ленина, действовавшая при Борисоглебском Совете народного хозяйства.
Здание торговой фирмы Леонида Васильевича Дерибезова построено в конце XIX века. Его фасады оформлены в духе эклектики. За время своего существования оно обросло пристройками и сильно видоизменилось. Сейчас здание собираются реставрировать.
Воронежское крестьянское восстание, или Колесниковщина, разразилось в Россошанском районе в 1920–1921 годах. Это событие стало ответом крестьян на жестокую политику большевиков, а его обсуждение в Советском Союзе долгое время находилось под запретом.
16 января 1906 года на станции Борисоглебск эсерка Мария Спиридонова была арестована за покушение на Г. Н. Луженовского — жестокого усмирителя крестьянских выступлений. Мария подверглась ужасным истязаниям, но выжила. И продолжила политическую деятельность.
Россошь хранит память о Тевяшовых-Чертковых, первых владельцев слободы, оставивших яркий след в истории России. А. Д. Чертков стал основателем первой общедоступной библиотеки в Москве, собрав богатейшую коллекцию книг и документов.
Россошь известна своими яблоневыми садами, созданными во многом благодаря Михаилу Ульянищеву. Этот талантливый агроном и селекционер вывел множество сортов различных яблок и других культур, ставших гордостью региона.
Иван Алексеев, командир 106-й танковой бригады, вошёл в историю Россоши благодаря военным подвигам. Смелая атака его подразделения на немецкие позиции стала поворотным моментом, открывшим путь к освобождению города.
Герой Советского Союза, майор и лётчик с квалификацией «линейный пилот 1-го класса». Накануне Великой Отечественной войны окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. На фронте совершил 152 боевых вылета, сбил 8 самолётов противника.
Артист эстрады, кино и театра, заслуженный артист РСФСР. Его творческий союз с Романом Карцевым и Михаилом Жванецким принёс им всенародную популярность. Коллектив известен комедийными миниатюрами «А вас?», «Раки», «На складе» и другими.
Советский киноактер, народный артист РСФСР. Известен по ролям Саши Савченко в фильме «Весна на Заречной улице» (1956) и лесоруба Ильи Ковригина в фильме «Девчата» (1961).
Братья Сойеры родились в Борисоглебске, а в 1912 году эмигрировали в Нью-Йорк. Все трое стали известными художниками. Айзек писал картины на остросоциальные темы. Рафаэль прославился картинами в духе реализма.
Сызрань началась с крепости, заложенной в 1683 году для защиты Средней Волги от кочевников. В XVIII веке она превратилась в региональный торговый центр.
На этом месте располагался военный пост, который защищал границы от набегов. В XIX в. здесь появляется узловая станция Кавказская, а Кропоткин получает статус города и центра Кавказского района.
Бугуруслан, основанный в 1748 году и ставший первым местом промышленной добычи нефти в Оренбуржье, — важный исторический и культурный центр региона.
Псков — один из древнейших городов России, впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 903 годом. До начала XVIII века Псков был одним из крупнейших городов России и Европы, важнейшим оборонительным и торговым центром страны.
Ливны прошли путь от древней пограничной крепости до промышленного центра. Сегодня это современный благоустроенный город, бережно хранящий своё культурное наследие.
Старинный город-крепость и город-сад, основанный в начале XIX века. После Кавказской войны он превратился в центр торговли. В XX веке тут обнаружили нефтяные месторождения, давшие новый виток развития