Борисоглебск основан в 1698 году как крепость для защиты южных рубежей. С начала XVIII века стал развиваться как центр торговли и ремесел. В 2001 году Борисоглебск получил статус исторического города.
GPS: 51.366308 , 42.075183
Борисоглебск является административным центром Борисоглебского района и вторым по численности населения городом Воронежской области после областного центра. Расположенный на левом берегу реки Вороны, недалеко от места её впадения в реку Хопёр, он имеет речные пути, соединяющие его с Доном и Азовским морем. Судоходство до строительства железной дороги имело большое значение для торговли города: по рекам сплавляли зерно и древесину. Борисоглебск расположен в степи, но вокруг него много лесов.
На другом берегу реки Вороны, напротив города, начинается Теллермановский лес, объявленный заповедной зоной еще Петром I. Это было связано с необходимостью поставки древесины для Азовского флота. В 1858 году у почтовой дороги, проходившей рядом, еще стоял столб с памятной табличкой. Борисоглебск был основан в 1698 году как крепость, охраняющая южные рубежи от набегов со стороны степи крымцев, калмыков, ногайцев и казаков, и вначале назывался Новопавловск. В 1704 году в городе построена церковь во имя святых Бориса и Глеба, и он получил новое имя — Борисоглебск.
В 1708 году во время восстания Кондратия Булавина город заняли бунтующие казаки, к ним присоединились жители Борисоглебска. В 1713 году крепость, как оказалось, в последний раз в своей истории, выдержала набег калмыков и татар. С укреплением южных границ России Борисоглебск утратил свое военное значение и стал развиваться как центр торговли и ремёсел. В 1708 году Борисоглебск был приписан к Азовской губернии, в 1719 году, при следующей реформе, — к Тамбовской провинции, в 1732-м стал частью Воронежской губернии, а в 1779-м сделан уездным городом Тамбовской губернии, в которой числился до 1928 года, после чего вошёл в состав Центрально-Чернозёмной области, а с 1934 года — Воронежской области.
В 1869 году к Борисоглебску была подведена железная дорога из Грязей. В 1871-м её продлили до Царицына в юго-восточном направлении. В 1869 году в городе построили железнодорожные мастерские, которые впоследствии стали крупным предприятием (ныне завод АО «Борхиммаш»). Появление железной дороги способствовало стремительному развитию торговли и промышленности. Город стал центром по закупке и сбыту хлеба, скота, леса, продуктов сельскохозяйственного производства, важным транзитным пунктом перевозки товаров из Поволжья в Москву и Санкт-Петербург.
Сохраняла свое важное значение для торговли и Борисоглебская пристань: водным путем через Ростов-на-Дону и Таганрог вывозились за границу хлеб, мука, зерно. В начале XX века основную массу населения, помимо госслужащих, составляли работники различных отраслей экономики: промышленности, торговли, транспорта и других сфер деятельности.
В конце XIX — начале XX века в городе действовали 34 фабрики и завода, в том числе 3 мыловаренных завода, 2 шерстомойных, 2 воскобойных, 9 кирпичных, 6 салотопенных, пивоваренный и чугунолитейный, 7 паровых мукомольных мельниц, 6 маслобоен, элеватор и зернохранилище, проходили 3 ежегодные ярмарки. В Борисоглебске было открыто несколько женских и мужских гимназий, техническое и железнодорожное училища, 2 приходских училища, 3 больницы (городская, земская и железнодорожная), действовали библиотека, несколько кинематографов. В 1914 году в Борисоглебске вышла первая газета «Борисоглебский листок». В городе были открыты представительства крупнейших частных коммерческих банков: петербургских Волжско-Камского и Русско-Азиатского, Воронежского коммерческого. С 1869 года в Борисоглебске действовали отделения Государственного банка и Борисоглебское общество взаимного кредита.
Советская власть в городе была провозглашена 30 января 1918 года. В годы Гражданской войны Борисоглебск несколько раз переходил из рук в руки от Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) к Добровольческой и Донской армиям и обратно. В 1920–1921 годы Борисоглебский уезд оказался в центре крестьянского восстания, изветного как Тамбовское восстание, или Антоновщина, жестко подавленного РККА. В 1920–1930-е годы Борисоглебск развивался как агропромышленный центр. Был построен мясоконсервный комбинат, реконструированы мелькомбинат, чугунолитейный, кирпичный и пивоваренный заводы. Были открыты техникумы — механизации сельского хозяйства и дорожный, педагогическое и медицинское училища, начал работу драматический театр.
В декабре 1922-го в Борисоглебске была создана 2-я военная школа лётчиков Красного воздушного флота, в которой, в частности, учились прославленные позднее летчики В. П. Чкалов, В. К. Коккинаки, Н. П. Каманин, А. Б. Юмашев, В. В. Талалихин и другие.
В 1940 году на базе педагогического училища был основан учительский институт в составе двух отделений: физико-математического и филологического. Выпускники получали неоконченное высшее образование. В сентябре 1952 года он реорганизован в педагогический институт, призванный готовить специалистов с высшим образованием для средних школ.
В последующие десятилетия Борисоглебск развивался как крупный центр машиностроения и пищевой промышленности. До настоящего времени прекрасно сохранилась историческая застройка. Работают Историко-художественный музей и Картинная галерея им. П. И. Шолохова.
С 2001 года согласно постановлению Правительства РФ № 815 «О федеральной целевой программе “Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002–2010)”» Борисоглебск имеет статус исторического города России.
История герба Борисоглебска насчитывает четыре версии, каждая из которых отражала важные аспекты развития и идентичности города. Центральные элементы символизируют особенности борисоглебской природы: Теллермановскуб дубраву и стрелку рек Вороны и Хопра. Герб уездного города Борисоглебска был высочайше утверждён 16 августа 1781 года в следующем виде: «В верхней части щита — герб Тамбовский: “на лазоревом поле улей и над ним три золотые пчелы, земля зеленая”. В нижней — пять мешков, положенных один на другой, в голубом поле, в знак изобилия пшеницею».
8 декабря 1970 года решением сессии Борисоглебского городского Совета депутатов трудящихся утверждён герб по проекту жителя Борисоглебска В. С. Тучина: «На красном, отражающем революционные заслуги города, поле геральдического щита символ в виде наконечника — стрелы голубого цвета, обозначающий расположение города при слиянии двух рек: Вороны и Хопра. В центре щита — три дубовых листа с двумя жёлудями, символизирующих Борисоглебский лесной массив с его мощными неповторимыми дубравами, прославившими город. Цветовое решение герба аналогично флагу РСФСР — красное с голубым — символизирует принадлежность города к России».
Лиски - крупный железнодорожный узел в Воронежской области, связывающий Москву и Ростов-на-Дону, а также Харьков и Пензу. В 2020 году станция отметила свое 150-летие.
Покровская церковь возведена в XVIII в. Это однокупольный храм с трехъярусной колокольней, фресками и оригинальной лепниной в убранстве. До 1988 г. был единственным действующим собором в Лискинском районе.
Собор Владимирской иконы Божией Матери в Лисках относится к главным достопримечательностям города и считается неофициальным символом города.
Памятник Ангелу-хранителю города стоит на площади у Владимирского собора. Это 10-метровая колонна с основанием в виде колокола и увенчанная статуей ангела. Колокол украшают сцены из Евангелия и истории города.
Красные ворота когда-то служили главным въездом в населенный пункт. Они были построены в годы основания поселка. Возле этих ворот проходили праздники и общественные мероприятия.
Лискинская детская железная дорога оснащена по последнему слову техники. Здесь есть семафоры, здание вокзала и вагонное депо - все как у взрослых.
Клуб железнодорожников стал первым местом культурного досуга в Лисках. На его сцене начинали свою творческую карьеру многие артисты.
Мемориал открыли в центре города, как знак памяти шестерым Лискинцам, не вернувшимся с войны. Представляет собой плиту с изображением сцены боя, скорбящей женщины и эпитафией.
Эксплуатационное депо появилось в Лисках в конце XIX в. А почти через 100 лет при нем открылся музей. Сейчас экспозиция музея располагается на 2-х этажах и рассказывает о развитии депо с дней основания до нашего времени.
В 1869 году был утверждён проект строительства железнодорожного пути от Воронежа до Ростова-на-Дону. На этой дороге появилась и станция Россошь (изначально Михайловка). Она стала важным узлом, способствующим развитию торговли и экономики региона.
Ольховатский сахарный завод, основанный в 1834 году А. Д. Чертковым, стал одним из самых долгоживущих предприятий Воронежской губернии. В 1930-е здесь открыли Новоольховатский сахарозавод. Предприятия объединили в 1969 году в Ольховатский комбинат.
Церковь Александра Невского в Россоши — уникальный памятник архитектуры и одно из немногих сохранившихся дореволюционных зданий города. После проведения реставрации в 2008 году он является архитектурной доминантой Россоши.
Ильинский кафедральный собор является украшением Россоши. Построенный на месте разрушенной старой церкви, он впечатляет масштабами своей архитектуры.
В Россоши открыт уникальный музей коров. С 2017 года здесь собрано более 4,5 тыс. экспонатов из разных стран. Вход в него бесплатный, здесь побывало множество путешественников из разных уголков мира. Самому старому экспонату музея почти 200 лет.
В Россоши находится Центральная братская могила № 277, где похоронены 3 558 солдат, отдавших жизнь в Великой Отечественной войне. Обновлённый мемориал, открытый в 2021 году, стал символом памяти и уважения к героическому подвигу защитников Родины.
Железнодорожники Россоши использовали введённые ими новшества по управлению поездами, что ускорило переброску военной техники и советских войск на участки важнейших сражений. Памятник паровозу Л-0552 увековечивает их подвиг.
П. С. Рыбалко командовал 3-й танковой армией, которая освобождала Россошь. Его жизненный путь — от мальчика из рабочей семьи до маршала — отражает яркий пример служения Родине. Память о военачальнике увековечена установкой памятника в 2013 году.
Россошь стала первым городом, освобождённым танковыми войсками во время Великой Отечественной войны. Памятник воинам-освободителям, открытый 9 мая 1989 года, напоминает о героизме 106-й войсковой бригады и её роли в Острогожско-Россошанской операции.
Экологический парк «Каялов бор» в Россоши — это уникальное природное пространство. Созданный усилиями местных жителей, он стал победителем Всероссийского конкурса по созданию комфортной городской среды и открыл свои двери 4 сентября 2021 года.
В селе Жилино, основанном в конце XVIII века, находится один из старейших действующих храмов Россошанского района. Церковь Благовещения, построенная в 1801 году, пережила войны, перестройки и сегодня вновь открыта для прихожан.
Парк культуры и отдыха «Юбилейный» в Россоши — излюбленное место отдыха горожан. Здесь гармонично сочетаются природа и развлекательные зоны, а также проводятся культурные мероприятия для жителей города.
В Россоши установлен выразительный памятник героям Гражданской войны, открытый в 1987 году. Он стал символом борьбы местных жителей и напоминает о тяжёлых испытаниях 1918–1919 годов.
Воронежское крестьянское восстание, или Колесниковщина, разразилось в Россошанском районе в 1920–1921 годах. Это событие стало ответом крестьян на жестокую политику большевиков, а его обсуждение в Советском Союзе долгое время находилось под запретом.
Россошь хранит память о Тевяшовых-Чертковых, первых владельцев слободы, оставивших яркий след в истории России. А. Д. Чертков стал основателем первой общедоступной библиотеки в Москве, собрав богатейшую коллекцию книг и документов.
Россошь известна своими яблоневыми садами, созданными во многом благодаря Михаилу Ульянищеву. Этот талантливый агроном и селекционер вывел множество сортов различных яблок и других культур, ставших гордостью региона.
Иван Алексеев, командир 106-й танковой бригады, вошёл в историю Россоши благодаря военным подвигам. Смелая атака его подразделения на немецкие позиции стала поворотным моментом, открывшим путь к освобождению города.
Орехово-Зуево — крупный промышленный многоотраслевой центр, а также родина российского футбола. В XVII веке территория городского округа была одним из центров старообрядчества.
Таганрог — город в Ростовской области России. Порт на берегу Таганрогского залива Азовского моря. Входит в список исторических поселений России.
Воткинск, значимый промышленный центр Удмуртской республики, имеет богатую историю. Она начинается с основания в 1757 году металлургического завода, сыгравшего важную роль в освоении региона.
Зеленоград, основанный в 1958 году как спутник Москвы, стал важным центром электронной промышленности и научных исследований.
Русский город с прусскими корнями Калининградской области. Второй по численности населения в регионе. В наши дни Советск играет важную роль в транспортном сообщении.