Абакан

Время прочтения: мин.

Нынешний Абакан люди начали осваивать еще в эпоху бронзы. В XVII веке сибирские казаки заложили Абаканский острог, который спустя четверть века стал крепостью.

Республика Хакасия, г. Абакан

GPS: 53.721152 , 91.442396

История

Находится он между Красноярском и Кызылом. Город прошел непростой путь от маленькой военной крепости до крупного промышленного центра юга Сибири. Сегодня здесь делают алюминий, добывают уголь, пьют айран, к историческому наследию относятся с почтением, а к гостям города — с неизменным хакасским радушием.

Спасо-Преображенский кафедральный собор в Абакане. 2019 г. Автор фото - Андрей Зайченко

Символы города. Союз природы и человека

Флаг и герб Абакана — его официальные символы — за свою историю не раз менялись, но все так же отражают вещи, важные для города и Хакасии в целом: воды Енисея, величественные древние изваяния, красоту цветущей степи.

Герб

Герб города представляет собой геральдический щит красного цвета, внутри него на белом фоне расположены три композиции, основа которых имеет свой цвет поля.



Герб Абакана. Утверждён 4 июня 1980 г.

В верхней части композиции стилизованными буквами белого цвета на красном фоне начертано «Абакан». 

В средней части щита на голубом фоне расположены схематичные изображения трех каменных стел белого цвета с культовыми голубыми рисунками древнего человека. Центральная стела имеет изображена фронтально, боковые стелы развернуты рисунками к центральной стеле. Под тремя стелами на белом фоне — две горизонтальные волнистые линии голубого цвета в виде морской ряби.

В нижней части щита в центре светло-зеленого поля располагается крупное изображение цветка жарка. Цветок оранжевый, с зеленым окаймлением лепестков на прямом невысоком зеленом стебле с двумя симметрично расположенными разноразмерными зелеными листьями.

Преображенский парк в Абакане. 2021 г.

Флаг

Флаг Абакана — белое прямоугольное полотнище. Древко флага — две расположенные слитно вертикальные полосы красного и синего цвета. На полотнище располагается двустороннее изображение герба Абакана. Используемые цвета герба, отображенного на полотнище, символизируют единство и целостность России. Белый — это святость, чистота, доброжелательность и снега Сибири. Красный цвет — это державность, мужество, слава, кровь, пролитая за Отечество, энергия, сила, красота. Синий символизирует покровительницу России Богоматерь, небесные силы, верность, постоянство, надежность, голубые просторы рек Абакан и Енисей, окружающих город.

Флаг города Абакана. Утверждён решением Абаканского городского Совета депутатов от 29 апреля 2003 г.

Гимн

Абакан не имеет своего официально утвержденного гимна, хотя было немало песен, посвященных городу, полюбившихся его жителям и использовавшихся в разные периоды городской истории в качестве неофициального гимна Абакана.

Что было на месте Абакана в древние времена?

Предки современного человека начали осваивать эту землю еще в эпоху бронзы. В I веке до нашей эры недалеко отсюда находился Ташебинский дворец — уникальный памятник гунно-сарматского периода истории региона.



Ташебинский дворец. Реконструкция архитектора Г.Б. Щукина. Вторая половина XX в.

Существует несколько версий происхождения названия Абакан, хотя очевидно, что в XVII веке поселение, а позднее и город были названы по имени протекавшей здесь реки: в хакасском языке есть выражение «ахбан сух» (светлая, чистая вода). Им обозначалась река, на берегах которой и возник город. Согласно второй версии, Абакан — это составное слово. Первая его часть означает как хакасско-шорскую этническую группу аба, так и приток реки, на которой племя аба обитало. Вторая часть слова, «-кан», в языках некоторых народов региона переводится как «путь, дорога». Следовательно, Аба-кан — это «путь к племени аба». Наконец, существует народное предание о медведе-великане (аба). Этого лесного зверя в схватке одолел бесстрашный богатырь (алып). Поверженный медведь превратился в гору, из которой потек ручей, превратившийся в полноводную реку Абахан («медвежья кровь»).

От казачьего острога до торгового села: дореволюционный период в жизни Абакана

В конце XVII века сибирские казаки постепенно осваивали устье реки Абакан, впадающей в Енисей. Осенью 1675 года на Сосновом острове, неподалеку от древнего хакасского аула Ах-Тигей, они заложили Абаканский острог. С этой даты ведет свой отсчет документально зафиксированная история города.

Более четверти века спустя, в 1707 году, по указанию Петра I на месте острога выстроили более основательную крепость, вместившую гарнизон с поселением. Для того времени это было крупное военно-инженерное сооружение. Сюда начинают стекаться люди — не только из ближайшей окрестности, но и из центральных регионов России, и уже в 1780-е годы крепость превращается в село Усть-Абаканское.

Макет второго Абаканского острога, построенного по указу Петра-I в 1707 г. в устье реки Сыды. 2009 г. Автор фото - Anadolu-olgy

Развитие торговли

В 1823 году село становится столицей органа самоуправления хакасов — Качинской степной думы Минусинского уезда Енисейской губернии. В течение XIX века особенно усиливается его торговая роль благодаря выгодному расположению у слияния двух крупных рек. Здесь проводятся ярмарки, открываются промысловые предприятия, строится церковь и начальная школа. 

В это время село представляло собой пестрое и причудливое зрелище: вдоль реки Абакан, на улице Набережной, традиционные хакасские юрты преспокойно соседствовали с вполне европейскими домами. Хозяйственная жизнь села кипела вокруг речной пристани. В период навигации прямо на ней разворачивался импровизированный торг: здесь закупались зерном, скотом, лесом, изделиями ремесленников и многим другим.

В конце века в пределах Усть-Абаканского проживало уже около полутора тысяч человек. Большое торговое село стало одним из экономических форпостов в южной части Сибири. В нем обосновались отделения Сибирского торгового и Русско-азиатского банков и даже американской фирмы «Международная кампания жатвенных машин в России». В 1913 году село Усть-Абаканское становится центром Усть-Абаканской волости.

Группа хакасов в Минусинске. Конец XIX - начало XX века

Абакан — промышленный центр региона

В 1913 году началось строительство железной дороги Ачинск — Минусинск, а через год появились и первые станционные постройки близ Усть-Абаканского. Одновременно заложили и рабочий поселок для обслуживания будущей станции и ремонтных мастерских. Даже Первая мировая война, хотя и значительно сократила население Усть-Абаканского, но не смогла полностью остановить строительные работы: железная дорога мыслилась стратегически важным транспортным объектом, ведь по ней должны были поступать уголь и медь, которые начали активно добывать в регионе. Накануне революции в рабочем поселке проживало около 160 человек, в то время как в самом селе Усть-Абаканском — чуть более 500.

Революционные потрясения, а затем Гражданская война перекроили административную карту Сибири. Усть-Абаканское становилось центром то Хакасского уезда, то одноименного округа. В годы нэпа экономическая жизнь села стала налаживаться: в нем появились мельница, электростанция, небольшой кирпичный завод, обувная фабрика. Восстанавливалось и население: в 1925 году в самом Усть-Абаканском и фактически слившемся с ним станционном поселке оно насчитывало три тысячи человек.

Строительная бригада Ачинско-Минусинской железной дороги на рельсовых путях. 1914-1916 гг. Автор фото - Н.В. Фёдоров

Абакан — крупный промышленный и культурный центр на юге Сибири

Осенью того же года произошло важное событие в истории Абакана: строительство железнодорожной ветки было завершено, и 23 ноября на станцию прибыл первый пассажирский поезд из Ачинска. Отныне станция Абакан становится не только важным транспортным пунктом Сибири, но и частью единой железнодорожной системы СССР.

Хакасия, богатая природными ресурсами, стала развиваться еще быстрее в период индустриализации. 30 апреля 1931 года село Усть-Абаканское наконец стало городом Абаканом, столицей Хакасской автономной области.

Абакан предвоенного десятилетия — крупный промышленный и культурный центр на юге Сибири. В городе организуют тресты «Хакаслес» и «Хакасзолото», строят заводы по переработке сельскохозяйственной продукции, выпуску строительных материалов. Появляются пищевые предприятия, мебельная фабрика, паровозное депо и узел телефонной связи.

Прибытие первого поезда на станцию Абакан Ачинско-Минусинской железной дороги. 23 ноября 1925 г.

Расцвет города

В 1930-е годы открылись Хакасский национальный театр, Хакасский национальный краеведческий музей, Дворец культуры, учительский институт, медицинский техникум.

Молодой город расцветал и становился все более привлекательным для жизни. Всего за десять лет его население возросло в четыре раза (с 10 до 40 тысяч человек), а территория расширилась до более чем 20 квадратных километров.

Абакан. Областной дом культуры. 1946 г.

От казачьего острога до торгового села: дореволюционный период в жизни Абакана

В конце XVII века сибирские казаки постепенно осваивали устье реки Абакан, впадающей в Енисей. Осенью 1675 года на Сосновом острове, неподалеку от древнего хакасского аула Ах-Тигей, они заложили Абаканский острог. С этой даты ведет свой отсчет документально зафиксированная история города.

Более четверти века спустя, в 1707 году, по указанию Петра I на месте острога выстроили более основательную крепость, вместившую гарнизон с поселением. Для того времени это было крупное военно-инженерное сооружение. Сюда начинают стекаться люди — не только из ближайшей окрестности, но и из центральных регионов России, и уже в 1780-е годы крепость превращается в село Усть-Абаканское.

Макет второго Абаканского острога, построенного по указу Петра-I в 1707 г. в устье реки Сыды. 2009 г. Автор фото - Anadolu-olgy

Развитие торговли

В 1823 году село становится столицей органа самоуправления хакасов — Качинской степной думы Минусинского уезда Енисейской губернии. В течение XIX века особенно усиливается его торговая роль благодаря выгодному расположению у слияния двух крупных рек. Здесь проводятся ярмарки, открываются промысловые предприятия, строится церковь и начальная школа. 

В это время село представляло собой пестрое и причудливое зрелище: вдоль реки Абакан, на улице Набережной, традиционные хакасские юрты преспокойно соседствовали с вполне европейскими домами. Хозяйственная жизнь села кипела вокруг речной пристани. В период навигации прямо на ней разворачивался импровизированный торг: здесь закупались зерном, скотом, лесом, изделиями ремесленников и многим другим.

В конце века в пределах Усть-Абаканского проживало уже около полутора тысяч человек. Большое торговое село стало одним из экономических форпостов в южной части Сибири. В нем обосновались отделения Сибирского торгового и Русско-азиатского банков и даже американской фирмы «Международная кампания жатвенных машин в России». В 1913 году село Усть-Абаканское становится центром Усть-Абаканской волости.

Группа хакасов в Минусинске. Конец XIX - начало XX века

Абакан — промышленный центр региона

В 1913 году началось строительство железной дороги Ачинск — Минусинск, а через год появились и первые станционные постройки близ Усть-Абаканского. Одновременно заложили и рабочий поселок для обслуживания будущей станции и ремонтных мастерских. Даже Первая мировая война, хотя и значительно сократила население Усть-Абаканского, но не смогла полностью остановить строительные работы: железная дорога мыслилась стратегически важным транспортным объектом, ведь по ней должны были поступать уголь и медь, которые начали активно добывать в регионе. Накануне революции в рабочем поселке проживало около 160 человек, в то время как в самом селе Усть-Абаканском — чуть более 500.

Революционные потрясения, а затем Гражданская война перекроили административную карту Сибири. Усть-Абаканское становилось центром то Хакасского уезда, то одноименного округа. В годы нэпа экономическая жизнь села стала налаживаться: в нем появились мельница, электростанция, небольшой кирпичный завод, обувная фабрика. Восстанавливалось и население: в 1925 году в самом Усть-Абаканском и фактически слившемся с ним станционном поселке оно насчитывало три тысячи человек.

Строительная бригада Ачинско-Минусинской железной дороги на рельсовых путях. 1914-1916 гг. Автор фото - Н.В. Фёдоров

Абакан — крупный промышленный и культурный центр на юге Сибири

Осенью того же года произошло важное событие в истории Абакана: строительство железнодорожной ветки было завершено, и 23 ноября на станцию прибыл первый пассажирский поезд из Ачинска. Отныне станция Абакан становится не только важным транспортным пунктом Сибири, но и частью единой железнодорожной системы СССР.

Хакасия, богатая природными ресурсами, стала развиваться еще быстрее в период индустриализации. 30 апреля 1931 года село Усть-Абаканское наконец стало городом Абаканом, столицей Хакасской автономной области.

Абакан предвоенного десятилетия — крупный промышленный и культурный центр на юге Сибири. В городе организуют тресты «Хакаслес» и «Хакасзолото», строят заводы по переработке сельскохозяйственной продукции, выпуску строительных материалов. Появляются пищевые предприятия, мебельная фабрика, паровозное депо и узел телефонной связи.

Прибытие первого поезда на станцию Абакан Ачинско-Минусинской железной дороги. 23 ноября 1925 г.

Расцвет города

В 1930-е годы открылись Хакасский национальный театр, Хакасский национальный краеведческий музей, Дворец культуры, учительский институт, медицинский техникум.

Молодой город расцветал и становился все более привлекательным для жизни. Всего за десять лет его население возросло в четыре раза (с 10 до 40 тысяч человек), а территория расширилась до более чем 20 квадратных километров.

Абакан. Областной дом культуры. 1946 г.


Абакан и его жители в период Великой Отечественной войны. Стратегический узел

В военные годы тыловой Абакан стал крупным госпитальным центром, где лечили солдат и офицеров Красной армии. В городе нашли приют и работу более десяти тысяч человек, эвакуированных на восток страны.

Помощь горожан в военное время

Географическое положение Абакана спасло его от фронтовых потерь, но придало важное значение как эвакуационному и госпитальному центру, источнику всего необходимого для победы. Самоотверженный труд горожан в тяжелое военное время, их гостеприимство и готовность прийти на помощь — пример для потомков.



Абакан. Помощь промышленников фронту. 1940-е гг.

В годы Великой Отечественной войны в Абакане, в глубоком тылу, вовсю кипела работа. В паровозном депо разместился цех, где делали мины и снаряды. Работали также более 200 предприятий местной промышленности, производившие валенки, теплую одежду, снаряжение для лошадей, фургоны, зимние сани-повозки, лыжи для разведчиков. Пищевики Абакана выпускали сахар, на абаканском мясокомбинате перерабатывали за год около 300 тысяч голов скота для мясных консервов. Кооперативные артели Абакана шили полушубки, телогрейки, гимнастерки, шинели, рукавицы, пилотки и шапки, в том числе и по спецзаказам. Из местного сырья делалось канифольное и хозяйственное мыло, спички, замки, сапожные щетки и многое другое.

Абакан. Производство снарядов для фронта. 1940-е гг.

Абакан - центр военных госпиталей

Во время войны Абакан стал центром военных госпиталей. Они располагались по линии железной дороги Красноярск — Абакан — станция Ужур. В Абакане было семь госпиталей на 3500 человек. Отличительной чертой абаканских больниц было сытное питание. Воинов Красной армии, чтобы они быстрее восстанавливались после ранений, практически бесперебойно снабжали хлебом, сахаром, маслом, мясом, крупами, было предусмотрено даже индивидуальное меню, исходя из характера заболевания. Лечили и выхаживали красноармейцев как местные доктора, так и эвакуированные медицинские светила. Всего медикам Абакана удалось вылечить и вернуть в строй более 10 тысяч солдат и офицеров.

Здание эвакуационного госпиталя в Абакане. 1950-е гг.

Доброта абаканцев в тяжело время

Абакан за годы войны разместил у себя более 12 тысяч рабочих, служащих и членов их семей, эвакуированных из Белоруссии, Украины, Ленинградской, Московской, Смоленской, Тульской и других областей страны. Люди уезжали в холодную Сибирь поспешно, не успев толком собрать вещи. Абаканцы же не только «уплотнялись» в смысле жилья, но и делились с беженцами зимней одеждой. Собирали они и деньги для фронта: танковые колонны «Красноярский рабочий», «Красноярский колхозник», танк «Пионер Хакасии», самолет «Виктор Талалихин» не были бы построены без материальной помощи жителей города.



Рукавицы - фронту (из фондов Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова). 1940-е гг.

Железнодорожная станция Абакан, крупный транспортный узел Сибири, приобрела стратегическое значение во время войны. Железнодорожники Абакана быстро сформировали паровозные колонны особого резерва, насчитывавшие 40 локомотивов, для перевозки военных грузов в прифронтовой полосе. Абаканские специалисты ремонтировали пострадавшие от военных действий участки железных дорог.

Пушки и танки от комсомольцев молодёжи Хакасии. 1940-е гг.

Город стал и опорной базой подготовки боевых резервов по линии общественных организаций: Осовиахима, Красного Креста, спортивных клубов. Под руководством опытных офицеров сотни призывников были обучены военным специальностям подрывников, пулеметчиков, стрелков-снайперов, бойцов разведывательно-лыжных батальонов.

Абаканцы геройски проявили себя на фронте, многие стали кавалерами боевых орденов и медалей. Высокого звания Героя Советского Союза были удостоены Георгий Семенович Болтаев, Иван Павлович Гореликов, Михаил Егорович Доможаков, Михаил Еремеевич Кильчичаков, Николай Николаевич Макаренко, Виктор Аркадьевич Москвин, Михаил Егорович Орлов, Павел Фомич Попов, Алексей Порфирьевич Сибиряков, Василий Гаврилович Тихонов, Михаил Иванович Чебодаев. Абаканцы чтят память о тружениках тыла и о более чем пяти тысячах жителей города, ушедших на фронт и не вернувшихся с войны.



Артели – фронту. 1940-е гг.

Абакан после войны

В первые послевоенные годы город стал приобретать выраженный промышленный облик. В нем расположились подразделения крупного треста «Минусинскнефтегазразведка». В короткие сроки были запущены трикотажная, кондитерская фабрики, соковинзавод, завод «Легмаш» и другие производства. Жилые дома в те годы здесь строили каменные, малоэтажные, в том числе коттеджного типа.

Строительство Саяно-Шушенской ГЭС. 1979 г.

На рубеже 1940–1950-х годов Абакан оказался в сложной ситуации. Проектировали Красноярскую ГЭС, и город в центре Минусинской котловины оказался под угрозой затопления водохранилищем. К счастью, этого удалось избежать: водохранилище было устроено вне городской черты.

1973 Строительство завода искусственных кож. Трест «Абаканвагонстрой»

В середине 1960-х город начинает застраиваться по генеральному плану, который разработали специалисты из ленинградского института «Ленгипрогор». При этом значительная часть территории Абакана была отдана под парки, скверы и рощи.

Строительство Абаканского вагоностроительного завода. Пиковая котельная. Декабрь 1973 г.

В 1970–1980-х годах происходила комплексная застройка промышленных объектов, среди которых выделялся «Абаканвагонмаш». Прокладывались современные железнодорожные, речные, автомобильные транспортные коммуникации, развивалась воздушная гавань города. За социальные и экономические достижения в апреле 1981 года Абакан был удостоен высокой государственной награды — ордена «Знак Почета».

Современный Абакан

В непростые годы перестройки и последующие девяностые Абакан, как и вся страна, переживал трудности, вызванные распадом СССР и экономическими реформами. 



Стела Лора в Абакане

С июля 1991 года Абакан — столица Республики Хакасии, самостоятельного региона. Любопытно, что, несмотря на свое географическое положение на юге Сибири, в регионе действует северная надбавка к зарплатам — 30 %.

Саяно-Шушенская ГЭС. 2022 г. Автор фото - Вадим Махоров

Сегодня Абакан остается крупным промышленным центром Сибири: в Хакасии расположена знаменитая Саяно-Шушенская ГЭС, крупнейшая в России, а также Майнская ГЭС, Саяногорский алюминиевый завод — третий по объему выпускаемой продукции в стране, несколько угольных разрезов. К сожалению, из-за активной добычи угля экологическая ситуация в городе далека от идеала.

Завод Аян в Абакане. 2010-2020-е гг.

Среди предприятий пищевой промышленности особенно известен завод «Аян», выпускающий пиво и газированные напитки.

Что касается образования, то в Абакане работает местный вуз — Хакасский государственный университет имени Николая Катанова, бывший учительский институт, основанный в 1939 году. Кроме того, в городе есть филиалы других крупных вузов: Сибирского федерального университета, Красноярского аграрного университета и Иркутского государственного университета путей сообщения.



Хакасский государственный университет имени Николая Катанова в Абакане. 2022 г.

В Хакасском научно-исследовательском институте языка, литературы и истории изучают национальный язык, в национальном драматическом театре на хакасском ставят спектакли, на местном радио и телевидении идут передачи на этом языке.

Мемориал

Сегодня в Абакане проживает около трети всего населения республики. В России 172 города с населением более 100 тысяч человек, и Абакан занимает в этом списке 22-е место.

Абакан. Современный вид Топиарного парка. 2010-2020-е гг.

Туристам, приезжающим на юг Сибири, не обойтись без посещения Абакана: отсюда можно попасть к достопримечательностям других районов республики, в частности на Саяно-Шушенскую ГЭС, а также в Тыву.




Места

Свято-Никольский собор. Старейший православный храм Абакана

Собор Николая Чудотворца — старейший православный храм Абакана, построенный еще в 1864 году. После революции храм закрыли, но службы возобновились в конце войны. В 1980-е годы собор серьезно реконструировали.

Градо-Абаканский храм Равноапостольных Константина и Елены. Самый нарядный храм города

Самый нарядный храм Абакана начали возводить в 1998 году. При строительстве использовали сложнейшие технологии, часть работ делали вручную. Градо-Абаканский храм является из уникальных шедевров современности

Спасо-Преображенский собор. Спасение храма всем миром

Величественный храм сочетает черты московской и северной церковной архитектуры. В 2010-е собор начал разрушаться из-за самовольных корректировок проекта. Спасти его удалось благодаря благотворительному фонду.

Стела «Лора». Радушная встреча гостей

Стела «Лора», установленная в 1980 году, — величественная скульптура на въезде в Абакан. Она выполнена в виде фигуры женщины, которая приветствует прибывающих в город, подняв к небу руки с чашей.

Парк топиарного искусства «Сады мечты». Рекреационное городское пространство

Парк топиарного искусства «Сады мечты» — одно из популярных мест в Абакане. Он состоит из двенадцати разных по стилю садов, вмещает контактный зоопарк с гусями и кроликами, игровые площадки и фотолокации.

Спортивный комплекс «Саяны»

Современный комплекс «Саяны» начался со спортивной площадки и одноименного стадиона, появившегося в 1940-е годы. После его неоднократно реконструировали и переименовывали, пока не привели к нынешнему виду.

Памятник Пушкину. Дань уважения гению

Пушкинский парк стал одним из главных украшений Абакана. В 2008 году здесь появились отлитые в бронзе скульптуры героев пушкинских сказок: Золотая Рыбка, Царевна-лягушка, Ученый Кот, Царевна-лебедь.

Скульптура Хайджи. Исполнитель хакасского народного эпоса

Хайджи — исполнитель героического эпоса гортанным пением в сопровождении щипкового музыкального инструмента. Его собирательный образ представлен скульптурой «Хайджи» на проспекте Ленина в Абакане.

Паровоз-памятник Л-3168. «Стальных дорог России ветеран»

В 2008 году на привокзальной пощади Абакана установили памятник паровозу Л-3168. Это не только демонстрация силы и значимости железных дорог, но и исторический символ военного и послевоенного времени.

Коллекция каменных изваяний и плит Хакасского национального краеведческого музея

В Хакасском краеведческом музее собрана коллекция менгиров — каменных изваяний и плит двух древних культур, окуневской и тагарской. Ученые до сих спорят по поводу назначения этих объектов.

Большой Салбыкский курган. Тайна древнего захоронения

Большой Салбыкский курган обнаружен археологами в 1950-х годах. Курган, датируемый VII веком до нашей эры, имел форму пирамиды высотой более 20 метров, создан из земли и бревен с белоснежным покрытием.

Каменное изваяние Улуг Хуртуях тас. «Матерь матерей»

Каменное изваяние Улуг Хуртуях тас — это огромная женская фигура, созданная в конце III — начале II тысячелетия до нашей эры. Ему приписывают магические свойства, способность давать помощь страждущим.

Хакасский национальный краеведческий музей

Богатая коллекция абаканского краеведческого музея начала формироваться в 1928 году. Это были экспонаты, найденные в научных экспедициях. Внешне здание музея напоминает космический корабль из «Звездных войн».

Архитектурно-парковый комплекс «Добрый ангел мира». Символ милосердия и сотрудничества

В 2006 году в Абакане открыли комплекс «Добрый ангел мира», объединяющий пространство Преображенского парка, кафедрального собора и Дворца молодежи. Парк украшен мраморными колоннами и статуей ангела.

Первомайская площадь Абакана. По центру города

Центральная площадь Абакана, традиционно украшенная памятником Ленину. На самой площади находятся небольшой тенистый парк, комплекс зданий Правительства Республики Хакасия, а также Хакасский госуниверситет.

Где можно примерить профессию железнодорожника? Музей истории Красноярской железной дороги имени Чекчурина на станции Абакан

У вокзала Абакана, в здании станционной прачечной, открыт музей истории железной дороги. В нем представлена коллекция уникальных экспонатов: униформы, техника и 26 типов рельсов — от царских до современных.

Концертный зал Абакана

Абаканский концертный зал начался с небольшой музыкальной школы, открытой в годы ВОВ. В 2013 году построили концертный зал на 250 человек. Здесь до сих пор работает музыкальная школа.

Вокзал Абакана

Строительство железной дороги к Усть-Абакану началось в 1913 году, но планы изменила революция. Первый поезд приехал к Абакану в 1925 году, в 1964-м на месте деревянного вокзала возвели просторный каменный.

Мемориальный комплекс на горе Самохвал. Память о погибших при защите Отечества

На горе Самохвал близ Абакана к 70-летию Победы возвели Мемориальный комплекс. Ансамбль отражает идею единения народов, символизируя военный и трудовой героизм жителей Абакана и Хакасии в военные годы.

Истории

Городская история. Призрак сибирского града Китежа

В 1950-х годах над Абаканом нависла угроза затопления. Таковы были планы правительства по строительству Красноярской ГЭС и водохранилища. К счастью, горожанам удалось отстоять Абакан.

Люди

Надежда Николаевна Гончарова

1927–2018

Хирург Республиканской больницы имени Ремишевской, заслуженный врач Республики Хакасия.

Пронских Федор Ефимович

1927–2007

Российский и советский художник, педагог, член Союза художников России.

Михаил Еремеевич Кильчичаков

1919–1990

Хакасский поэт и драматург, член Союза писателей СССР, заслуженный деятель искусств и лауреат литературной премии Союза писателей РСФСР.

Владислав Михайлович Торосов

1937–2018

 Государственный, общественный и научный деятель Хакасии, председатель Совета старейшин родов хакасского народа.

Другие города

Дербент

Республика Дагестан, г. Дербент

Первые поселения на месте нынешнего Дербента появились шесть тысяч лет назад. За тысячелетия Дербент был христианским, мусульманским и атеистическим.

Муром

Владимирская обл., г. Муром

Муром — один из промышленных и торговых центров страны, город с многовековой историей. Первые каменные постройки появились в Муроме во времена Ивана Грозного.

Элиста — развивающийся край талантливых людей

Столица современной Республики Калмыкия. Молодой современный город с населением свыше 100 тысяч человек. Известен красивейшими буддийскими храмами и знаменитым Городом Шахмат.

Углич — подлинный бриллиант Золотого кольца России

Туристический город Золотого Кольца России, прежде центр Углицкого княжества. Как Феникс, многократно восставал из пепла после пожаров. 

Калуга

Калужская обл., г. Калуга

Калуга возникла в XIV веке, в эпоху усиления Московского княжества. В XVII веке город пережил разорение татарами и эпидемию чумы. Сегодня Калугу называют «русским Детройтом» из-за его промышленности.

Каменск-Шахтинский — бывшая казачья станица

Бывшая казачья станица, а ныне — административный центр Каменского района Ростовской области. Здесь проживает около 90 тысяч человек. Сейчас это важный узел автомобильных и железных дорог. 

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!