Котлас — третий по численности город в Архангельской области с населением более 56 тысяч человек. Город играет важную роль как промышленный и транспортный центр Европейского Севера России.
GPS: 61.252975 , 46.633226
Котлас — это третий по численности населения город в Архангельской области. На 2023 год в городе проживало более 56 тысяч человек. Расположен он в 600 километрах к югу от Архангельска и является важным промышленным и транспортным центром Европейского Севера России.
История и развитие Котласа тесно связаны с его географическим положением. Город расположен у слияния рек Северная Двина и Вычегда. Иногда участок Северной Двины до слияния с Вычегдой называют Малой Северной Двиной. После слияния этих рек Северная Двина становится одной из основных водных артерий русского Севера, приобретая большую полноводность. Этот регион известен как «Северное трёхречье».
Археологические исследования свидетельствуют, что не позднее XII века земли, на которых находится современный Котлас, были населены людьми. Эти территории заселяли племена финно-угров. Название поселения Котлас, по мнению специалистов, происходит от финно-угорских слов, означающих «луговой» или «залив», и связано с рекой, протекающей в этих местах.
Славянское население стало осваивать эти земли вдоль северных рек в первую очередь благодаря торговле. Уже в XII веке лодочники перевозили такие товары, как соль, слюда и железная руда. Эти товары часто отправлялись новгородскими купцами. С XIV века земли привлекли внимание Московского княжества. Духовная экспансия началась в 1379 году, когда иеромонах Стефан Пермский отправился крестить местных жителей, живших на реках Пырос и Виляди. Городская легенда связывает историю Котласа с поселением Пырос, однако археологические раскопки не подтверждают эту версию, скорее всего, Пырос находился недалеко от посёлка Вычегодский.
Первое документальное упоминание Котласа (который назывался то Кодлас, то Котлас) и соседних деревень (таких как Жернаково и Петрухонская) относится к XVII веку. Название «Кодлас» впервые встречается в «Писцовой книге Устюжского уезда» 1623–1626 годов. В это же время селение Кодлас отошло к вотчине Строгановых.
В 1674 году Котлас был отмечен на картах Московии. Вплоть до XIX века Котлас, входивший в Удимскую волость Велико-Устюжского уезда, жил тихой и размеренной жизнью северной деревни, но в конце XIX века всё изменилось. Значимость этих мест как транспортного узла значительно возросла.
В 1895 году было принято решение о строительстве новой железнодорожной ветки и сооружении станции Котлас. В 1899 году открылась железная дорога Вятка — Котлас. В 1898 году возникло крупное объединение судовладельцев «Северное пароходство Котлас — Архангельск — Мурман». Расширение путей сообщения сделало Котлас одной из главных связующих точек между центральной Россией и русским Севером.
Расширение путей сообщения сделало Котлас одной из главных связующих точек между центральной Россией и русским Севером. Товары, отправляемые в Архангельск, теперь сначала шли по железной дороге до Котласа, а затем дальше по реке. Котлас начал активно развиваться, притягивая множество людей, в первую очередь железнодорожных рабочих. Во главе жизни поселения тогда стояли три начальника: земский, железнодорожный и водный.
Внешний вид Котласа также менялся. Жилые постройки находились рядом со станцией. К началу XX века здесь действовали три школы. С 1913 года котласские купцы и местные власти неоднократно обращались с ходатайствами о присвоении Котласу статуса города. При царской власти этого не произошло, однако с началом Первой мировой войны Котлас стал важным стратегическим центром, где сосредоточивались различные виды военных грузов.
Посёлок Котлас при одноимённой станции Пермской железной дороги получил статус города 3 июня 1917 года, после революционных событий февраля: свержения монархии и прихода к власти Временного правительства. В состав новообразованного города вошли железнодорожный посёлок и соседние деревни Петрухонская, Осокориха, Мартемьяновская, Жерноково.
В этот же период в Котласе начала действовать местная большевистская ячейка. После Октябрьской революции и начала Гражданской войны советское правительство организовало Котласский укреплённый район, чтобы предотвратить захват города белыми и интервентами. В Котлас прибыли И. В. Сталин и Ф. Э. Дзержинский для руководства обороной, были переброшены силы с Северного фронта. В результате Красная Армия удержала Котлас.
С 1918 года начался период реформирования территориально-административного деления Северного края. 10 апреля 1924 года был образован Котласский район, относившийся к Северо-Двинской губернии. 23 сентября 1937 года была образована Архангельская область, и Котлас вошёл в её состав. В 1940 году город был выделен в самостоятельную административную единицу областного подчинения.
В 1920-е годы промышленное развитие Котласа усилилось. В посёлке Лименда с 1915 года действовал Лимендский судостроительно-судоремонтный завод. В 1924 году открылась лесоперевалочная база, а в 1931 году — Болтинская лесоперевалочная база. Древесина отправлялась как по России, так и за рубеж. В 1930 году была создана Котласская перевалочная нефтебаза Главнефтеснаба при Совнаркоме СССР, обеспечивавшая нефтепродуктами Север.
В 1934 году открылся Котласский лесопильный завод № 46, производивший пиломатериалы. В 1939 году Котлас расширился: в черту города были включены деревни Устье-Тупачаловская, Овечкино, Перевоз, Малая и Большая Слободка, а в 1940 году — посёлок Лименда. С 1920 до 1940 года население города увеличилось в несколько раз, но инфраструктура не успевала развиваться: в Котласе отсутствовали водопровод и канализация.
Во время Великой Отечественной войны враг не дошёл до Котласа. Местное население трудилось ради победы, несмотря на сложности военного времени. Мужчины, призванные в армию, и добровольцы ушли на фронт, а на их места в производстве пришли женщины.
В кратчайшие сроки в тяжёлых условиях военного времени силами заключённых, спецпоселенцев и трудармейцев к 1942 году было завершено строительство железнодорожного моста через Вычегду и Малую Северную Двину, что значительно улучшило логистику перевозок и внесло вклад в победу над немецкими войсками. С 1950-х годов начался новый этап промышленного развития района. Лимендский завод расширился и начал выпускать новые виды продукции. В 1950 году группа инженеров и рабочих завода была награждена Сталинской премией III степени за разработку и внедрение новых типов речных судов. В 1956 году вместо небольших артелей, производящих товары широкого потребления, были образованы три крупных: «Имени 8 Марта», «Первого Мая» и «Бытовик».
В 1969 году началось строительство Котласского электромеханического завода, заработавшего в 1974 году. Завод производил преимущественно детали для авиационной промышленности. В 1970 году в Котласе и окрестных деревнях начали работу Завод силикатного кирпича, керамзитовый завод, мельничный комбинат и птицефабрика «Сольвычегодская». Инфраструктура города улучшалась, строились новые дома. В 1971 году в Котласе началось телевещание. В 1990-е годы производственная активность снизилась, однако сегодня темпы постепенно восстанавливаются.
В 2004 году Котлас получил статус городского округа, в состав которого входят территории самого города, рабочего посёлка Вычегодский и деревень Свининская и Слуда.
Герб Котласа утверждали три раза: в 1967, 1987 и 2007 годах. Современный герб, символизирующий важность железной дороги и природное окружение города, был утверждён в 2007 году, а флаг, отражающий свободу, веру и верность, приняли в 2011 году. Историю создания герба Котласа можно проследить по трём этапам его утверждения: в 1967 году, в 1987 году и в 2007 году. Первая попытка не увенчалась успехом, и герб города появился только в 1987 году. В 1990-е годы использовался упрощённый вариант герба без советской символики. Современный герб, утверждённый в 2007 году, сохранил многие элементы предыдущего: связь с железными дорогами и трёхконечную звезду, но без якоря.
Примечательно, что все варианты герба разработаны котласским художником Юрием Ивановичем Чирковым. Он участвовал даже в конкурсе 1967 года. Чирков был эвакуирован в Котлас из Ленинграда вместе с матерью перед началом блокады в 1941 году, когда ему не было ещё и года. С тех пор его жизнь неразрывно связана с Котласом. Здесь хранятся многие его произведения, и герб города также принадлежит его авторству.
Современный герб Котласа был утверждён Государственной геральдической комиссией при Президенте РФ и включён в Геральдический регистр в 2007 году. Основные цвета герба: красный (червлень, символизирующий мужество), синий (лазурь, символизирующий красоту и величие) и золото (символ справедливости и богатства). На красном фоне щита расположены золотые и синие элементы. В центре композиции — золотое крылатое колесо, указывающее на значимость железной дороги для города, который стал важнейшим транспортным узлом российского севера. Над колесом располагаются три золотые звезды, символизирующие первые деревни, вошедшие в состав города: Жернаково, Осокориха и Петрухонская.
Эти звёзды образуют дугу, напоминающую о крупных железнодорожных и автомобильных мостах в Котласе. Трёхлучевая синяя звезда на заднем плане символизирует слияние рек Вычегда, Малая Северная Двина и Северная Двина. Золотистые ёлочки обозначают как лесистую местность, так и развитую лесопромышленность региона.
В 2007 году также было принято решение о создании гимна Котласа. К 2010 году из семи вариантов был выбран гимн на музыку С. Н. Абрамова и слова Н. Н. Завадского. Этот гимн отражает единство территории Котласа, его исторические, культурные и социально-экономические традиции.
Там, где стоял на вершине угора
Белый Стефановский храм,
Котлас — любимый наш северный город –
Вырос навстречу ветрам.
Припев:
Славься, наш город,
Будь вечно молод,
Словно Двина-река.
Край сердцу милый.
Дай Бог нам силы
Славить его в веках!
В годы военные, в дни испытаний,
Чтоб победила страна,
Жизнь отдавали в боях котлашане,
Помним мы их имена.
Припев:
Славься, наш город,
Будь вечно молод,
Словно Двина-река.
Край сердцу милый.
Дай Бог нам силы
Славить его в веках!
Нам суждено продолжать дело жизни
Строивших город отцов.
Стал всем примером служенья Отчизне
Наш адмирал Кузнецов.
Припев:
Славься, наш город,
Будь вечно молод,
Словно Двина-река.
Край сердцу милый.
Дай Бог нам силы
Славить его в веках!
В дальних краях сохраним в сердце образ
Милой своей стороны,
Помним всегда: где-то ждёт город Котлас,
Ставший нам домом родным.
Припев:
Славься, наш город,
Будь вечно молод,
Словно Двина-река.
Край сердцу милый.
Дай Бог нам силы
Славить его в веках!
В 2011 году был утверждён флаг Котласа. Он разделён на две части: верхняя белая символизирует свободу и мир; нижняя синяя — символ веры, верности и власти. По центру флага располагается герб Котласа.
Город сыграл важную транспортную и промышленную роль в войне, обеспечивая доставку угля, топлива и производства военной продукции. С началом Великой Отечественной войны в Котласе началась мобилизация всех военнообязанных граждан. В это же время стали формироваться добровольческие отряды из местных жителей, многие из которых имели опыт участия в Гражданской войне. Эти люди подавали заявления в военкоматы и партийные организации, настойчиво требуя отправить их на фронт. Сегодня некоторые из таких заявлений и писем можно увидеть в экспозиции Котласского краеведческого музея.
В 1941 году в Котласе было создано аэросанное училище. С 15 декабря 1941 года по 10 января 1942 года в городе происходило формирование 28-й стрелковой дивизии. Она получила название Невельской за героизм, проявленный при освобождении города Невеля в 1943 году. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1944 года дивизия была награждена орденом Красного Знамени.
Котлас сыграл важную транспортную роль для победы в войне. Город обеспечивал своевременную доставку тысяч тонн печорского угля и жидкого топлива для Северного военного флота. Война также ускорила строительство Северо-Печорской железной дороги. Первый груз по ней был отправлен 28 декабря 1941 года. Важной задачей железной дороги в годы войны стал также приём эвакуированных из прифронтовых зон.
Архангельская область приняла около 80 тысяч человек. Котласский эвакуационный пункт, начавший свою работу 12 июля 1941 года, принимал людей, обеспечивал их жильём, питанием и медицинской помощью, а затем отправлял в безопасные районы.
Предприятия Котласа быстро перешли на производство товаров для военных нужд. Лимендский завод начал выпускать корпуса для тяжёлых 100-килограммовых авиабомб и понтонно-мостовые переправы. Древесина, производимая в городе, использовалась для нужд оборонной промышленности, а также для производства лыж и саней, отправлявшихся на фронт.
Как важный стратегический пункт, Котлас нуждался в противовоздушной обороне. Были сформированы городские дружины, истребительные батальоны и партизанские отряды для борьбы с диверсиями на железной дороге. Жители города также отправлялись на строительство оборонных сооружений в соседние регионы, например, в Карелию.
За годы войны из Котласа и Котласского района на фронт ушло 40 тысяч человек. Почти половина из них погибли или пропали без вести. Семнадцать человек были удостоены звания Героя Советского Союза. Память о них и трудных военных годах бережно хранится в городе благодаря многочисленным мемориалам.
Первые каменные здания, в том числе Никольский собор, появились в монастыре в конце XVII века. С 1930-х годов здесь располагается ПО «Севмаш», однако в 1990-х сохранившиеся постройки вернули РПЦ.
Возведение города на столь болотистой местности — настоящий подвиг. В память о нем в Северодвинске установлен барельеф, на котором изображены начальник стройки, геодезист и женщина-работница.
Каждый из памятников представляет собой бронзовую ростовую фигуру В. И. Ленина. На площади перед заводоуправлением «Севмаша» памятник появился в 1960 году, а на площади Победы — в 1988 году.
Памятник установлен на площади Ломоносова в 1958 году и завершает ее архитектурный ансамбль в стиле классицизма. Великий ученый-энциклопедист, уроженец Архангелогородской губернии, здесь особенно почитаем.
Фонды музея насчитывают более 62 тысяч экспонатов, распределенных по 32 коллекциям. В его основе — этнографическая коллекция краеведа А. И. Патокина, а также личные вещи и документы, переданные ветеранами.
Годом основания театра считается 1937, когда театральный кружок рабочей молодежи поставил свой первый спектакль. Позднее его переименовали в театр драмы, и в нем сформировалась профессиональная труппа.
Датой основания «Севмаша» считается 21 декабря 1939 года — день, когда на его стапелях заложили первый линкор. Сегодня здесь строятся атомные подводные ракетоносцы. В 1971 году при заводе открылся музей.
Второе градообразующее предприятие Северодвинска — центр судоремонта «Звездочка». С 1990 года здесь также проводят утилизацию ядерных установок, а с 2005 года производят металлоконструкции для космодромов.
На острове расположен ряд мемориалов. Среди них мемориал на месте захоронения 103 воинов Карельского фронта ВОВ и памятник, посвященный трагедии на атомной подлодке «Курск» — ее построили на «Севмаше».
Каждый из памятников представляет собой бронзовую ростовую фигуру В. И. Ленина. На площади перед заводоуправлением «Севмаша» памятник появился в 1960 году, а на площади Победы — в 1988 году.
Кладбищенская церковь Успения Пресвятой Богородицы в Вельске, построенная в 1793–1796 годах — самая старая сохранившаяся постройка в городе. После закрытия в 1930-х годах и использования под мастерские, храм был возвращён верующим в 1946 году.
Церковь Воскресения Христова в деревне Козловская, построенная в 1791 году и недавно отреставрированная, — самое высокое здание в районе, привлекающее внимание своей внушительной архитектурой. Сегодня она вновь открыта для прихожан.
Первое монументальное изображение Ленина в Вельске, установленное в 1926 году, было заменено на фигуру в полный рост в 1980 году, а затем разрушено в результате взрыва в 1992 году.
Вельский краеведческий музей, основанный в 1919 году благодаря усилиям коллекционера Василия Кулакова, — один из старейших в Архангельской области. В нём содержится богатая коллекция артефактов, отражающих историю региона.
Открытая в 2010 году картинная галерея Вельска, расположенная в старинном деревянном доме, привлекает до тысячи посетителей ежемесячно и славится разнообразием выставок. В ней представлены работы художников и фотографов со всей России.
Научно-образовательный культурный центр «Дом Г. Д. Карпеченко», открытый в 2009 году в доме, где родился знаменитый генетик, объединяет музей, лекторий и лабораторию. Центр проводит образовательные мероприятия и научные семинары.
Вельский Культурный центр, расположенный в историческом здании бывшего Спасо-Преображенского собора, — ключевая концертно-досуговая площадка города. После преобразования из собора в дом культуры в 1960-х годах, центр стал популярным местом.
Мемориальный комплекс в сквере рядом с Парком Победы в Вельске, установленный в 2013 году, посвящён памяти вельчан, погибших в локальных конфликтах, в первую очередь в афганской войне.
Несмотря на то что Ломоносов никогда не посещал Вельск, в 2011 году здесь была открыта аллея в честь 300-летия со дня его рождения.
Коневодческий комплекс рядом с Вельском, основанный в 1943 году по приказу маршала Будённого, — один из старейших и самых важных в Архангельской области. Сегодня он известен своими лошадьми русской и орловской рысистых пород.
Первый мост через реку Вага в Вельске был построен в 1930-е годы и заменён в 1966 году стальным мостом, обрушившимся в 2015 году из-за перегрузок. Новый мост, введённый в эксплуатацию осенью 2020 года, протяжённостью 170 метров.
В середине XIX века появилась необходимость строительства железнодорожной ветки для соединения Котласа с Архангельском, что произошло в 1899 году с завершением ветки Пермь — Котлас.
Котласский краеведческий музей расположен в здании, построенном в 1905–1907 годах и изначально служившем культурным центром «Народный дом общества трезвости». Сегодня музей хранит историю города и района, в нём проводятся экскурсии и лекции.
Проект строительства железной дороги через Вельск был инициирован в 1860-х годах, но начался только в конце 1920-х годов, завершившись в 1942 году. В результате железная дорога стала важным экономическим и военно-стратегическим объектом.
Свято-Стефановский храм в Котласе — важная историко-архитектурная доминанта и духовный центр города с историей, восходящей к XVII веку и связываемой с именем Стефана Пермского.
Памятник Северо-Двинской военной речной флотилии в Котласе посвящён событиям Гражданской войны и отражает борьбу местных жителей против иностранных интервентов, поддерживавших Колчака.
В 2007 году в честь 90-летия Котласа «Российские железные дороги» подарили городу паровоз серии Л № 5129, разработанный конструктором Л. С. Лебедянским и прозванный «Лебедянка» за свою надёжность и элегантность.
Памятник-самолёт Як-40 был установлен в Котласе в 2016 году в честь 100-летнего юбилея города на месте бывшего аэродрома Котлас-1, который играл важную роль в транспортной инфраструктуре региона.
Здание в стиле сталинского ампира, построенное в Котласе в 1954 году, изначально служило управлением Печорской железной дороги. Сегодня оно сохраняет свою архитектурную значимость, в здании размещается общеобразовательное учреждение «РЖД лицей №1».
В 1959 году в Котласе был построен Дом культуры в стиле неоклассицизма. Изначально предназначенный для железнодорожников, он был переименован в Котласский Дворец культуры в 2003 году и сегодня там проводятся выставки, концерты и праздники.
Проект «Северное Трёхречье», запущенный в 2015 году, объединяет Котлас и соседние районы Архангельской области в туристический кластер, акцентируя внимание на культурном и природном потенциале региона.
В XXI веке Котлас стал известен благодаря проекту «Северное Трёхречье», в рамках которого были установлены уникальные скульптуры котов, ставшие новыми символами города. Эти фигурки, снабжённые QR-кодами, популярны у жителей и гостей города.
Название дороги произошло от близлежащей реки Кудьма. Колея шириной 750 миллиметров работает на тепловой тяге. Ее построили в 1949 году для доставки ресурсов из расположенных к югу от города леспромхозов.
Пароход «Н. В. Гоголь» — самое старое речное пассажирское судно России, по-прежнему находящееся в эксплуатации. В 1990-х годах его реконструировали по современным стандартам, сохранив его исторический облик.
Железную дорогу проложили здесь в 1936 году, но регулярные пассажирские перевозки запустили только в конце 1938 года. До этого сухопутное сообщение с другими городами практически отсутствовало.
Город связан со многими важными именами: отсюда отправился в Москву М. Ломоносов, здесь учился в школе В. Пикуль. Также он ассоциируется с атомным кораблестроением: его подлодки установили не один рекорд.
Праведный Кирилл Вельский, почитаемый как небесный покровитель города, стал известен благодаря чудесному обретению его мощей и многочисленным исцелениям, произошедшим после смерти святого. Сегодня Кириллов день отмечается в Вельске как День города и включает литургию, крестный ход и фестиваль с ярмарками и народными гуляниями.
Спорт в Котласе всегда был важной частью жизни города, особенно хоккей с мячом, который благодаря талантливым спортсменам и тренерам вывел город на мировой уровень. В семье Тюкавиных сложилась спортивная династия, где Александр Васильевич Тюкавин стал восьмикратным чемпионом мира по хоккею с мячом, а его сыновья, Даниил и Константин, также продолжили спортивную традицию, добившись успехов в хоккее и футболе.
Инженер-кораблестроитель, один из создателей советской школы атомного подводного судостроения
Советский инженер-кораблестроитель и крупный организатор производства, проектировал и создавал атомный флот СССР
Российский инженер-судостроитель, почетный судостроитель Российской Федерации, кавалер орденов Ленина и Октябрьской революции, почетный гражданин Северодвинска
Русский город с прусскими корнями Калининградской области. Второй по численности населения в регионе. В наши дни Советск играет важную роль в транспортном сообщении.
Современный Глазов входит в пятёрку крупнейших городов Удмуртии. Количество его жителей составляет более 92 тысяч человек.
Калач-на-Дону — город на юге России, в Волгоградской области, расположенный в излучине Дона, неподалеку от Цимлянского водохранилища в 80 километрах западнее Волгограда.
Старинный город на правом берегу реки Вятки, один из малых исторических городов России с богатым культурным наследием и уникальными природными объектами.
«Тосна Матуево на реце на Тосной» упоминается в «Переписной окладной книге Водской пятины»
Согласно ничем не подтверждённому преданию, поселение на месте будущего Коврова было основано в XII веке на берегу реки Клязьмы великим князем Юрием Долгоруким.