Город расположен в устье Северной Двины в 30-35 километрах от впадения её в Белое море. Самый крупный город на севере европейской России.
GPS: 64.553178 , 40.573279
Первые каменные здания, в том числе Никольский собор, появились в монастыре в конце XVII века. С 1930-х годов здесь располагается ПО «Севмаш», однако в 1990-х сохранившиеся постройки вернули РПЦ.
Возведение города на столь болотистой местности — настоящий подвиг. В память о нем в Северодвинске установлен барельеф, на котором изображены начальник стройки, геодезист и женщина-работница.
Каждый из памятников представляет собой бронзовую ростовую фигуру В. И. Ленина. На площади перед заводоуправлением «Севмаша» памятник появился в 1960 году, а на площади Победы — в 1988 году.
Памятник установлен на площади Ломоносова в 1958 году и завершает ее архитектурный ансамбль в стиле классицизма. Великий ученый-энциклопедист, уроженец Архангелогородской губернии, здесь особенно почитаем.
Фонды музея насчитывают более 62 тысяч экспонатов, распределенных по 32 коллекциям. В его основе — этнографическая коллекция краеведа А. И. Патокина, а также личные вещи и документы, переданные ветеранами.
Годом основания театра считается 1937, когда театральный кружок рабочей молодежи поставил свой первый спектакль. Позднее его переименовали в театр драмы, и в нем сформировалась профессиональная труппа.
Датой основания «Севмаша» считается 21 декабря 1939 года — день, когда на его стапелях заложили первый линкор. Сегодня здесь строятся атомные подводные ракетоносцы. В 1971 году при заводе открылся музей.
Второе градообразующее предприятие Северодвинска — центр судоремонта «Звездочка». С 1990 года здесь также проводят утилизацию ядерных установок, а с 2005 года производят металлоконструкции для космодромов.
На острове расположен ряд мемориалов. Среди них мемориал на месте захоронения 103 воинов Карельского фронта ВОВ и памятник, посвященный трагедии на атомной подлодке «Курск» — ее построили на «Севмаше».
Каждый из памятников представляет собой бронзовую ростовую фигуру В. И. Ленина. На площади перед заводоуправлением «Севмаша» памятник появился в 1960 году, а на площади Победы — в 1988 году.
Кладбищенская церковь Успения Пресвятой Богородицы в Вельске, построенная в 1793–1796 годах — самая старая сохранившаяся постройка в городе. После закрытия в 1930-х годах и использования под мастерские, храм был возвращён верующим в 1946 году.
Церковь Воскресения Христова в деревне Козловская, построенная в 1791 году и недавно отреставрированная, — самое высокое здание в районе, привлекающее внимание своей внушительной архитектурой. Сегодня она вновь открыта для прихожан.
Первое монументальное изображение Ленина в Вельске, установленное в 1926 году, было заменено на фигуру в полный рост в 1980 году, а затем разрушено в результате взрыва в 1992 году.
Вельский краеведческий музей, основанный в 1919 году благодаря усилиям коллекционера Василия Кулакова, — один из старейших в Архангельской области. В нём содержится богатая коллекция артефактов, отражающих историю региона.
Открытая в 2010 году картинная галерея Вельска, расположенная в старинном деревянном доме, привлекает до тысячи посетителей ежемесячно и славится разнообразием выставок. В ней представлены работы художников и фотографов со всей России.
Научно-образовательный культурный центр «Дом Г. Д. Карпеченко», открытый в 2009 году в доме, где родился знаменитый генетик, объединяет музей, лекторий и лабораторию. Центр проводит образовательные мероприятия и научные семинары.
Вельский Культурный центр, расположенный в историческом здании бывшего Спасо-Преображенского собора, — ключевая концертно-досуговая площадка города. После преобразования из собора в дом культуры в 1960-х годах, центр стал популярным местом.
Мемориальный комплекс в сквере рядом с Парком Победы в Вельске, установленный в 2013 году, посвящён памяти вельчан, погибших в локальных конфликтах, в первую очередь в афганской войне.
Несмотря на то что Ломоносов никогда не посещал Вельск, в 2011 году здесь была открыта аллея в честь 300-летия со дня его рождения.
Коневодческий комплекс рядом с Вельском, основанный в 1943 году по приказу маршала Будённого, — один из старейших и самых важных в Архангельской области. Сегодня он известен своими лошадьми русской и орловской рысистых пород.
Первый мост через реку Вага в Вельске был построен в 1930-е годы и заменён в 1966 году стальным мостом, обрушившимся в 2015 году из-за перегрузок. Новый мост, введённый в эксплуатацию осенью 2020 года, протяжённостью 170 метров.
В середине XIX века появилась необходимость строительства железнодорожной ветки для соединения Котласа с Архангельском, что произошло в 1899 году с завершением ветки Пермь — Котлас.
Котласский краеведческий музей расположен в здании, построенном в 1905–1907 годах и изначально служившем культурным центром «Народный дом общества трезвости». Сегодня музей хранит историю города и района, в нём проводятся экскурсии и лекции.
Проект строительства железной дороги через Вельск был инициирован в 1860-х годах, но начался только в конце 1920-х годов, завершившись в 1942 году. В результате железная дорога стала важным экономическим и военно-стратегическим объектом.
Свято-Стефановский храм в Котласе — важная историко-архитектурная доминанта и духовный центр города с историей, восходящей к XVII веку и связываемой с именем Стефана Пермского.
Памятник Северо-Двинской военной речной флотилии в Котласе посвящён событиям Гражданской войны и отражает борьбу местных жителей против иностранных интервентов, поддерживавших Колчака.
В 2007 году в честь 90-летия Котласа «Российские железные дороги» подарили городу паровоз серии Л № 5129, разработанный конструктором Л. С. Лебедянским и прозванный «Лебедянка» за свою надёжность и элегантность.
Памятник-самолёт Як-40 был установлен в Котласе в 2016 году в честь 100-летнего юбилея города на месте бывшего аэродрома Котлас-1, который играл важную роль в транспортной инфраструктуре региона.
Здание в стиле сталинского ампира, построенное в Котласе в 1954 году, изначально служило управлением Печорской железной дороги. Сегодня оно сохраняет свою архитектурную значимость, в здании размещается общеобразовательное учреждение «РЖД лицей №1».
В 1959 году в Котласе был построен Дом культуры в стиле неоклассицизма. Изначально предназначенный для железнодорожников, он был переименован в Котласский Дворец культуры в 2003 году и сегодня там проводятся выставки, концерты и праздники.
Проект «Северное Трёхречье», запущенный в 2015 году, объединяет Котлас и соседние районы Архангельской области в туристический кластер, акцентируя внимание на культурном и природном потенциале региона.
В XXI веке Котлас стал известен благодаря проекту «Северное Трёхречье», в рамках которого были установлены уникальные скульптуры котов, ставшие новыми символами города. Эти фигурки, снабжённые QR-кодами, популярны у жителей и гостей города.
Название дороги произошло от близлежащей реки Кудьма. Колея шириной 750 миллиметров работает на тепловой тяге. Ее построили в 1949 году для доставки ресурсов из расположенных к югу от города леспромхозов.
Пароход «Н. В. Гоголь» — самое старое речное пассажирское судно России, по-прежнему находящееся в эксплуатации. В 1990-х годах его реконструировали по современным стандартам, сохранив его исторический облик.
Железную дорогу проложили здесь в 1936 году, но регулярные пассажирские перевозки запустили только в конце 1938 года. До этого сухопутное сообщение с другими городами практически отсутствовало.
Город связан со многими важными именами: отсюда отправился в Москву М. Ломоносов, здесь учился в школе В. Пикуль. Также он ассоциируется с атомным кораблестроением: его подлодки установили не один рекорд.
Праведный Кирилл Вельский, почитаемый как небесный покровитель города, стал известен благодаря чудесному обретению его мощей и многочисленным исцелениям, произошедшим после смерти святого. Сегодня Кириллов день отмечается в Вельске как День города и включает литургию, крестный ход и фестиваль с ярмарками и народными гуляниями.
Спорт в Котласе всегда был важной частью жизни города, особенно хоккей с мячом, который благодаря талантливым спортсменам и тренерам вывел город на мировой уровень. В семье Тюкавиных сложилась спортивная династия, где Александр Васильевич Тюкавин стал восьмикратным чемпионом мира по хоккею с мячом, а его сыновья, Даниил и Константин, также продолжили спортивную традицию, добившись успехов в хоккее и футболе.
Инженер-кораблестроитель, один из создателей советской школы атомного подводного судостроения
Советский инженер-кораблестроитель и крупный организатор производства, проектировал и создавал атомный флот СССР
Российский инженер-судостроитель, почетный судостроитель Российской Федерации, кавалер орденов Ленина и Октябрьской революции, почетный гражданин Северодвинска
Тихорецк — один из самых «железнодорожных» городов России, прославившийся благодаря песне из кинофильма «Ирония судьбы, или с Лёгким паром». Первоначально на этом месте была станица Тихорецкая.
История города Пятигорска начинается с 1774 года, хотя поселения на этом месте существовали ещё с эпохи бронзы. В 1780 году здесь была заложена Константиногорская крепость, при ней возникло поселение.
Город Усть-Катав в Челябинской области, основанный в XVIII веке, прошёл путь от небольшого поселения при железоделательном заводе до важного промышленного центра.
Туристический город Золотого Кольца России, прежде центр Углицкого княжества. Как Феникс, многократно восставал из пепла после пожаров.
Усолье-Сибирское — один из старейших городов Восточной Сибири, основанный в 1669 году. Расположенный на левом берегу реки Ангары, он стал важным промышленным центром Иркутской области.
Красноярск крупнейший культурный, образовательный, экономический и промышленный центр Восточной Сибири. Красноярск неофициально именуют столицей Сибири.