Современный Ирбит — город областного значения, центр Ирбитского района с населением 36,5 тысячи человек.
GPS: 57.6705200 , 63.0710000
Ирбит ведёт свою историю со времён освоения Западной Сибири в XVI–XVII веках русскими людьми. Переселенцев из центральных областей России Сибирь привлекала рассказами о пушных зверях и немалых запасах золота. Российская Империя осваивала сибирские земли, строя новые города, отправляя туда поселенцев. Охранять города ехали казаки, стрельцы. С приходом русских крестьян распахивались новые поля, распространилось земледелие. Сибирь стала также местом ссылки.
Возникновение Ирбитской слободы в 1631 году может быть связано со строительством в 1630 году Ницынского железоделательного завода и освоением руд выше по реке Нице. Сейчас на этом месте находится деревня Рудное Ирбитского района. Существует и другая версия, связывающая появление Ирбитской слободы с её удобным расположением на слиянии рек Ницы и Ирбити. По судоходной реке Нице доставляли товары из Сибири на «Бабиновскую дорогу», ведущую через Уральские горы в европейскую часть России. Ведение торговли в этом месте и способствовало возникновению поселения. Вероятнее всего, обе версии имеют право на существование.
Ирбеевская слобода в начале XVII в.
Постепенно росло русское население Сибири, что способствовало развитию торговли и судоходству по Нице. Для успешного освоения земель и поддержки переселенцев требовались поставки хлеба и других необходимых товаров. В 1631 году на месте будущего города появился Ирбитский острог. Сейчас там находится площадь Ленина, центральная площадь Ирбита. Исторический памятник — здание острога — располагается на улице Ленина, 15. Это место было выбрано из-за удобства для торговли и безопасности. Люди съезжались сюда, привозили товары, организовывали торг. Фактически торг здесь стал предшественником знаменитой Ирбитской ярмарки.
Ирбитский острог в ХVII в. Автор фото В. К. Аникин
Время возникновения ярмарки точно неизвестно. Большинство специалистов относят начало ярмарочной торговли в Ирбите к 1643 году, когда был издан соответствующий указ царя Михаила Фёдоровича. Но этот документ не сохранился. Данные в пользу такой версии можно найти в литературном источнике — изданной в Перми в 1860 году работе Н. Эйгера «Некоторые сведения об учреждении Ирбитской ярмарки и о развитии на ней торговли». Другой документ относит появление ярмарки к чуть более позднему периоду. 21 декабря 1689 года была издана грамота царей Иоанна и Петра Алексеевичей, предназначавшаяся верхотурскому воеводе Григорию Нарышкину, «О сборе пошлин на Ирбитской ярмарке в Верхотурскую таможню и о прибавке для того выборных целовальников из тамошних посадских людей». Этот документ сохранился до наших дней. Из него можно понять, что ярмарка уже существовала, а значит, возникла ранее декабря 1689 года.
Портрет царя Михаила Фёдоровича. 1893 г.
Ирбитская слобода существовала до последней четверти XVIII века. Статус города Ирбит получил в 1775 году по указу Екатерины II. Так императрица отметила исключительные заслуги ирбитчан в борьбе с восставшими под предводительством Емельяна Пугачёва. В 1774 году восстание прокатилось по местным землям. Бунтовщики захватили многие окрестные сёла и деревни. Однако Ирбитская слобода им не покорилась. Несмотря на то что шансы победить были призрачными, местные жители во главе с Иваном Назаровичем Мартышовым выступили против бунтарей. Военный отряд под началом Ивана Александровича Фефилова тоже встал на защиту слободы.
Е. И. Пугачёв
В итоге нападение пугачёвцев было отбито. Екатерина II оценила верность Мартышова и Фефилова и одарила их царскими подарками, а Ирбиту присвоила статус города. В 1776 году Ирбит получил свой первый герб. В 1781 году стал уездным городом Екатеринбургской области Пермской губернии (наместничества). Через 15 лет, в 1796 году, Екатеринбургская область была упразднена. Ирбит остался уездным городом, но теперь находился в составе непосредственно Пермской губернии.
Портрет Екатерины II. 1790 г.
Сильный пожар 1790 года почти полностью уничтожил город. Проведение ярмарки оказалось под угрозой срыва. Понимая это, екатеринбургские купцы захотели провести в своём городе ярмарку одновременно с Ирбитской. Просьбу о проведении ярмарки они адресовали генерал-губернатору Пермского и Тобольского наместничеств Алексею Андреевичу Волкову. Обосновали свою просьбу купцы тем, что жители Ирбита не успеют построить за короткий летний период достаточно лавок и амбаров. Попытки екатеринбуржцев переманить к себе торговцев успехом не увенчалась — Ирбитская ярмарка состоялась. На запрос генерал-губернатора ирбитчане ответили обязательством построить к 5 февраля 1791 года новые торговые ряды. Указ Екатерины II об освобождении Ирбита от уплаты податей помог городу. Жители смогли направить все свои средства и усилия на строительство гостиного двора и других сооружений, необходимых для проведения ярмарки.
А. А. Волков. 1782 г.
Большое внимание к этому событию объясняется просто: вокруг ярмарки сосредоточивалась вся жизнь города. Из окрестных сёл и деревень съезжались на заработки крестьяне, строительство ярмарочных площадей шло с прицелом на хорошую прибыль от проведения торжеств. Благодаря ярмарке развивались кустарное и ремесленное производства в округе. Ирбитская ярмарка всегда проводилась зимой и приносила жителям столько денег, что их хватало почти на год (то есть до следующей ярмарки). Её подготовкой и проведением занимался специальный комитет, состоящий из двух групп: одна представляла купцов приезжих, другая была от ирбитского купечества.
Официальный план городской застройки появился в XIX веке. Согласно ему от торговой площади города улицы расходились на юг лучеобразно. К 1846 году относится появление в Ирбите театра. Первым печатным изданием в городе стал «Ирбитский ярмарочный листок», выходивший с 1863 года. 1894 год примечателен появлением в городе электрической энергии, которая использовалась в том же году при проведении ярмарки. Первый в городе кинотеатр под названием «Луч» открылся в 1914 году.
Кинотеатр «Луч»
В железнодорожную сеть страны Ирбит включился в начале XX века. Через город прошли пути Северо-Восточной Уральской железной дороги, соединившей Екатеринбург с Тавдой. В городе появилась железнодорожная станция и собственное здание вокзала. Возможность путешествовать по железной дороге пассажиры получили в 1916 году.
Советская власть установилась в городе в январе 1918 года. Однако в период Гражданской войны в регионе долго шли сражения. Сибирская армия белых захватила город в июле 1918 года. До лета следующего года власть в Ирбите была в руках правительства адмирала Колчака. 21 июля 1919 года город был отбит войсками Красной Армии, которые восстановили советскую власть.
Строительство железной дороги на Ирбит от Екатеринбурга. 1914 г.
В 1923 году Ирбит стал окружным центром Уральской области. С 1934 года уже в Свердловской области Ирбит стал районным центром. Ирбитская ярмарка, просуществовавшая так долго, была закрыта в 1929 году. Семь лет — с 1926 по 1933 год — в Ирбите существовала конно-железная дорога — единственная в уральском регионе. Молодая советская власть создала условия для развития промышленности в Ирбите. В это время в Свердловске построили гигантское промышленное предприятие «Уралмаш», а в Ирбите организовали связанную с ним школу-фабрику (завод-школу). Чуть позже школа-фабрика обрела самостоятельность, а в конце 1930-х годов стала заводом по производству автоприцепов. На нём в 1933 году впервые в СССР выпустили машину для добычи торфа.
Вид Ирбитской ярмарки. Автор фото А. Герман
Первый багер, изготовленный заводом «Торфмаш»
Боевые действия Великой Отечественной войны 1941–1945 годов обошли Ирбит. Город находился в тылу и принимал эвакуированные предприятия из других областей страны. Перемещённые производства быстро разворачивались и приступали к выпуску военной продукции. Эти предприятия давали местной промышленности дополнительный импульс к развитию. Таким способом появился Ирбитский мотоциклетный завод, основным продуктом которого был мотоцикл М-72. Появились в то время также стекольный и фармацевтический заводы. С окончанием войны все эвакуированные промышленные предприятия остались в городе.
Зимние испытания мотоцикла М-72 с лыжей на колесе коляски. За рулём Б. В. Зефиров. 1942 г.
На борьбу с врагом, вторгшимся в страну, отправились в рядах Красной Армии тысячи жителей города и района. Одиннадцати из них было присвоено звание Героя Советского Союза.
Ирбит сегодня — районный центр в Свердловской области. Он образует городской округ и не входит в район. Молокозавод, птицефабрика, хлебозавод и химико-фармацевтический завод составляют ядро промышленных предприятий города и основу его экономики.
Современная ярмарка в Ирбите
Сегодня город занят развитием туристической сферы. Задача первостепенного значения — сохранение исторического наследия Ирбита, в первую очередь это касается архитектурной среды прежних веков. План развития города включает в себя мероприятия, которые сделают его привлекательным в глазах туристов. Именно ради этого в 2003 году снова открылась для посетителей Ирбитская ярмарка. В городе работают несколько музеев. Они хранят исторические артефакты и традиции жителей этих мест и знакомят с ними посетителей.
Первый официальный герб города появился у Ирбита в 1776 году указом Екатерины II. В гербе заложена идея верности города Российскому престолу, а также дань памяти стойкости ирбитцев в борьбе с вооружёнными отрядами Емельяна Пугачёва. Символика указывает и на особое место, которое занимала торговля в истории города. Геральдическое описание, согласно екатерининскому указу гласит: «Прямостоящий щит, разрезанный поперёк надвое, в верхней части в серебряном поле голубой Андреевский крест, показывающий непоколебимую верность жителей города Ирбита к Её Императорскому Величеству, в нижней части в красном поле положенные на крест сабля и Меркуриев жезл золотые, означающие, первое, поражение сим оружием злодеев, а второе упражнение в торговле жителей сего места».
Современный герб Ирбита
Второй герб город получил в советский период — его утвердили в 1967 году. Символика нового герба сообщала об индустриальном направлении развития города. Советский герб имел форму вертикального щита. В нижней части его размещалось название города на лиловом фоне. На голубом фоне основной части герба располагались символы основных хозяйственных отраслей города. Зубчатое колесо со вписанным в него мотоциклистом символизирует мотоциклетное производство. Вверху находился символ зернового хозяйства, а внизу — лесного. Эти же отрасли символизируют и выбранные цвета герба. Жёлтый цвет ассоциируется со спелым зерном, а зелёный — с лесом.
Сегодня город взял себе исторический герб эпохи правления Екатерины II. Он принят решением Ирбитской городской думы от 21 июня 2001 года.
Флаг Ирбита разработан на основе символики его герба. Описание его выглядит следующим образом: «Полотнище с соотношением сторон 3:5, разделённое на две равные горизонтальные полосы — белую и красную, с воспроизведением посередине белой полосы равноконечного голубого Андреевского креста, а посередине красной полосы — скрещённых жёлтых сабли и кадуцея. Обратная сторона полотнища зеркально воспроизводит лицевую». В мифологии кадуцеем называется жезл бога Меркурия, символ торговли.
Современный флаг Ирбита
Жители Ирбита и Ирбитского района самоотверженно сражались, защищая Родину. Более двадцати шести тысяч человек дал регион фронту, почти половина из них не вернулась домой.
Ирбит находился далеко от фронтов Великой Отечественной войны. Фабрики и заводы эвакуировали в тыловые города, спасая от захватчиков. Одним из таких городов стал Ирбит, принявший несколько предприятий. Расположившись в городе, они активно включились в производство товаров для фронта и госпиталей.
С момента переезда в Ирбит в 1941 году эвакуированный из Москвы мотоциклетный завод наладил выпуск мотоциклов. Ирбитский фармацевтический завод производил медикаменты для нужд военной медицины. Свыше девяти тысяч мотоциклов, произведённых ирбитскими рабочими, было отправлено на фронт. Стекольный завод выпускал бронированное стекло для танков, самолётов и прожекторов. Открытый в 1930 году диатомитовый комбинат дополнительно построил фарфоровый цех.
ИМЗ. Конвейер сборки. 1944 г.
Для нужд фронта и госпиталей этот цех выпускал столовую посуду и другие необходимые вещи. Обеспечение продуктами питания городов и сёл было сопряжено с трудностями, еды не хватало. Однако колхозы Ирбитского района превышали планы поставки продуктов, предназначенных для фронта и крупных промышленных центров. Норма муки для колхозников Ирбитского района составляла 150–200 грамм пшеничной муки за трудодень. Чтобы восполнить нехватку муки, хозяйки добавляли в неё всё, что могли: лебеду, крапиву, подорожник, берёзовую труху и прочее.
Работницы за рабочим столом, механический цех АПЗ
Город принял у себя Смоленское артиллерийское училище. В здании Пассажа разместили его штаб, и сегодня на этом здании установлена памятная табличка. Ирбитские врачи лечили раненых в госпитале № 1715. За весь военный период здесь проходили лечение 9518 раненных, вылечить и вернуть на фронт удалось 3858 человек. Поскольку Ирбит находился в глубоком тылу, в госпиталь привозили в основном солдат с тяжёлыми ранениями.
Госпиталь № 1715. Политучёба командного состава госпиталя по истории ВКП(б). 1946 г.
В городе был сформирован 11-й запасный кавалерийский полк, куда призывали местных жителей. Всего из города и района ушли защищать родину 26 898 жителей, среди них были и добровольцы, и мобилизованные. 11 239 жителей остались на фронтах навсегда. В огромном списке ирбитчан-фронтовиков есть и воины, удостоенные звания Героя Советского Союза. Это кавалерист М. А. Азев, лётчик А. А. Елохин, помощник командира взвода А. К. Шомин, артиллерист А. Ф. Демин, командир взвода противотанковых ружей С. М. Спицын, а также полный кавалер ордена Славы, командир стрелкового отделения Н. Т. Молодых, лётчик В. Ф. Дубских, награждённый орденом Отечественной войны I степени (посмертно).
Герой Советского Союза А. А. Блохин
Герой Советского Союза А. К. Шомин
Герой Советского Союза А. Ф. Дёмин
Полный кавалер ордена Славы Н. Т. Молодых
В Ирбите на бульваре Победы есть Аллея Славы. Она создана в память о военных и трудовых подвигах ирбитчан. Здесь находится монумент, посвящённый воинам, отдавшим жизнь за Родину в годы Великой Отечественной войны. Бюсты одиннадцати Героев Советского Союза, жителей Ирбита и Ирбитского района, установлены рядом. Это не единственный мемориал, посвящённый Великой Отечественной войне, есть и другие. Памятник воинам-автоприцеповцам сооружён недалеко от завода спецтехники. Обелиск в память о работниках Ирбитского мотоциклетного завода, погибших в годы Великой Отечественной войны, стоит на Аллее памяти мотозаводцев рядом с Ирбитским мотоциклетным заводом.
Стела воинам-автоприцепцовцам
Павшим в Великой Отечественной войне от ирбитчан
Источники:
© Портрет царя Михаила Фёдоровича. 1893 г. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Е. И. Пугачёв. Российская государственная библиотека
© Портрет Екатерины II. 1790 г. Государственный каталог музейного фонда РФ
© А. А. Волков. 1782 г. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Кинотеатр «Луч». Государственный каталог музейного фонда РФ
© Вид Ирбитской ярмарки. Автор фото А. Герман. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Первый багер, изготовленный заводом «Торфмаш». Государственный каталог музейного фонда РФ
© Работницы за рабочим столом, механический цех АПЗ. Государственный каталог музейного фонда РФ
© ИМЗ. Конвейер сборки. 1944 г. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Герой Советского Союза А. А. Блохин. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Герой Советского Союза А. К. Шомин. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Герой Советского Союза А. Ф. Дёмин. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Полный кавалер ордена Славы Н. Т. Молодых. Государственный каталог музейного фонда РФ
Первую станцию в Каменском-Уральском открыли в 1885 году. Первый вокзал был одноэтажным и деревянным, на смену ему в 1950-е годы пришел советский вокзал по типовому проекту, который пережил две реконструкции.
Свято-Троицкий собор построили в Каменске в XIX веке — это был один из самых красивых каменных храмов на Урале. В 1930 году собор закрыли и позже передали швейной фабрике. Храм вернули верующим в 1990-е годы.
Спасо-Преображенский монастырь основан в конце XIX века. После революции монастырь закрыли, на его территории разместили военкомат и земельное управление. В 2002 году здания вернули верующим.
На Соборной площади Каменска-Уральского находится памятник, посвященный одновременно и героям, и жертвам Гражданской войны — со стороны большевиков и их противников. Под монументом находится братская могила.
В 1930-е годы крупные промышленные объекты города возводились с использованием труда заключенных — многие из них погибли. В период гласности их потомки решили увековечить память о предках.
В 18 километрах от Каменска-Уральского находится уникальный памятник природы — Исетский каньон. Это небольшой участок реки Исеть, обрамленный скалистыми берегами, с крутым падением воды и быстрым течением.
Каменский дворец культуры изначально строился в 1943 году как киноконцертный зал. Интерьеры украшены колоннами и пилястрами, акантовым листом и иониками. На стенах — росписи с видами Москвы и Петербурга.
Четырехклассное училище в Каменске организовали в 1908 году — это был особняк XIX века в стиле эклектики. В 1990-х годах здание пришло в упадок, в 2008 году его отреставрировали и передали администрации.
В 1960-х годах в Каменске построили большой Молодежный комплекс. В нем располагались Дворец пионеров и спортивный комплекс с бассейном. Сегодня комплекс имеет статус объекта культурного наследия.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена в XIX веке на городском кладбище на окраине Каменска. Ее закрыли в 1937 году после ареста последнего священника, а верующим вернули в 1991 году.
История Покровской церкви восходит к середине XIX века. Со временем ее стены стали тесны для прихожан, церковь решили перестроить в камне. После революции храм закрыли, церковь вернули верующим в 1998 году.
Склады Каменского чугунолитейного завода построили в 1829 году. В годы Великой Отечественной войны помещения отдали под драматический театр и реконструировали, в 1950-е там разместили кинотеатр.
Дом № 12 на Алюминиевой улице стал одним из четырех первых зданий, возведенных в соцгородке в 1937 году. Эти престижные дома предназначались для квалифицированных специалистов и рабочих-стахановцев.
Зыряновы — известная на Урале купеческая династия, первые упоминания о ней относятся еще к XVI веку. В 1870 году они построили в Каменске городскую усадьбу, несколько строений которой сохранилось до наших дней.
Строительство нынешнего дома Воробьевых завершилось в начале XX века, в его декоре использовали элементы барокко и классицизма. После революции дом национализировали, сегодня он в частном владении.
Точная дата основания госпиталя при Каменском заводе неизвестна. Это было небольшое одноэтажное деревянное здание. Его полностью перестроили в камне и открыли в 1888 году.
Построенный в XIX веке дом Шамариных считается образцом дореволюционной усадебной архитектуры Каменска. Главный фасад делится по горизонтали междуэтажным пояском, углы здания фиксируют филенчатые лопатки.
Здание бывшего управления Каменского казенного чугунолитейного завода — главный архитектурный символ старого Каменска с 200-летней историей. Сейчас здесь находится краеведческий музей.
Новейшей достопримечательностью Каменска-Уральского стала арка, символически связывающая Урал с Западной Сибирью.
В начале ХХ в. была открыта Алапаевско - Скандинская ветка Уральской железной дороги. Сегодня в городе Алапаевск находится узловая станция Свердловской железной дороги, а из Екатеринбурга сюда ходит пригородный поезд «Императорский маршрут».
Свято-Троицкий собор, который ранее назывался Алексеевской Церковью, был построен в начале XVIII в. Собор расположен на берегу реки Алапаихи и считается первой каменной церковью на Урале.
Алапаевский железоделательный завод — это историческое предприятие, которое создано в конце XVII в. В 1820-е г. завод закрыли и производство чугуна перенесли на реку Нейва. Единственное сохранившиеся здание старого завода – это молотовая фабрика.
В дореволюционное время Нейво-Алапаевский завод был одним из наиболее мощных и технически оснащенных на Урале. Сейчас объект находится на территории Алапаевского металлургического завода и считается памятником индустриальной архитектуры.
Городская аптека получила отдельное здание в 1923 году. Двухэтажная постройка в кирпичном стиле — это бывший дом купца И. А. Меньшенина. В здании и сейчас располагается районная аптека.
Дом купца Черных — типичный образец купеческого особняка конца XIX — начала XX века. Двухэтажное каменное здание с лаконичным декором в целом хорошо сохранило изначальный архитектурный облик.
Местный Дворец культуры ежегодно проводит более 200 мероприятий, среди которых творческие фестивали и конкурсы, концерты и спектакли, а также выступления известных артистов театра, кино и эстрады.
Верхнесинячихинское музейное объединение — одно из крупнейших в Свердловской области, оно включает шесть разнонаправленных музеев, отражающих историю, культуру и быт жителей Алапаевского муниципального образования.
Железная дорога появилась в городе в 1916 году, к открытию Ирбитской ярмарки. На сегодняшний день станция Ирбит относится к Свердловской железной дороге.
Памятник находится на площади Ленина в центре Ирбита. Он был восстановлен по историческому проекту и найденным снимкам. Первоначальный памятник не сохранился.
Здание, построенное в 1864 году в стиле классицизма, предназначалось для театра, но так им и не стало. Здесь размещались торговые площади Ирбитской ярмарки. Сейчас пассаж находится на реконструкции.
Построена на средства прихожан в 1854 году в стиле классицизма с элементами традиционной русской архитектуры. В период советской власти была закрыта. Сегодня принадлежит РПЦ и является действующей.
История каменного гостиного двора Ирбита начинается в 1808 году. Исторически это место было связано с торговлей. Советская власть отвела купеческие постройки под производственные мощности. Современный завод выпускает спецтехнику с 1939 года.
Ирбитский театр имеет долгую историю. Спектакли здесь ставили ещё в 1800-х годах в связи с Ирбитской ярмаркой, нуждавшейся в развлечениях. Сегодня здание театра закрыто на ремонт, но спектакли проходят в другом помещении.
Церковь Святой Троицы Живоначальной построена в 1846 году на средства прихожан. В советское время это была единственная действующая церковь в городе и районе. Сегодня церковь является действующей.
Изначально завод был открыт в 1941 году в Москве, но в годы Великой Отечественной войны его эвакуировали в Ирбит. Первая партия мотоциклов была выпущена там 25 февраля 1942 года. В 1992 году завод перешёл из государственной собственности в частную.
В музее насчитывается более сотни экспонатов. Здесь выставлены отечественные и зарубежные мотоциклы. Экспозиции музея рассказывают об истории завода, о его выдающихся сотрудниках: конструкторах, инженерах-изобретателях.
Одиннадцати жителям Ирбита и Ирбитского района было присвоено звание Герой Советского Союза. Их бюсты установлены на Аллее Героев, появившейся в городе в 2019 году.
Памятник Георгию Константиновичу Жукову, прославленному маршалу, установлен в Ирбите на средства, собранные жителями города. Это первый ростовой памятник маршалу в современной России.
Монументальное здание мельницы построено купцом Д. В. Зязиным в 1899 году. После революции здесь находился мельзавод. Мельница признана памятником архитектуры и в данный момент находится на реставрации.
Музей основан в 1883 году. Первоначально он располагался в здании уездного училища. Основная коллекция музея содержит 14,5 тысячи экспонатов.
Создан в 1972 году. Сегодня включает в себя четыре подразделения: Музей гравюры и рисунка, Музей уральского искусства, Музейный творческий центр, Музейный выставочный центр.
Идея создания нового храма возникла в 2000-х годах у жителей южной части Ирбита, где не было ни одной церкви. Храм был открыт в 2007 году и освящён во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
С 1870-х годов Невьянск стал важной узловой точкой благодаря строительству железной дороги, соединяющей Пермь, Нижний Тагил и Екатеринбург. Регулярное сообщение началось там в 1878 году, и с тех пор Невьянск играет ключевую роль в развитии региона.
В мае 1701 года началось строительство плотины Невьянского завода, которая с тех пор многократно реконструировалась, но сохранила свою основу из срубов лиственницы и глины. Плотина образует пруд длиной 12 километров.
Башня Невьянска, высотой 57,5 метра и отклонением от вертикали на 1,8 метра, — выдающийся архитектурный памятник города, который изначально строился как колокольня. Башня выполняла множество функций, будучи дозорной вышкой и складскими помещениями.
Первый памятник Никите Демидову в России был открыт в Невьянске 15 декабря 1994 года и создан скульптором Алексеем Надтокой.
В начале XX века в Невьянске была построена новая электростанция, ставшая выдающимся примером архитектурного стиля модерн и интегрированная в существующую кирпичную стену с зубчатыми башнями.
Здание Гостиного двора в Невьянске, построенное в середине XIX века, было крупным торговым центром. После пожара 1890 года оно несколько раз перестраивалось, а в начале XX века стало частью Невьянского государственного историко-архитектурного музея.
После крупного пожара в Невьянске в 1772 году, большинство его цехов были перестроены в камне. Сегодня сохранились элементы первой и второй доменных печей, а также корпус механического цеха.
Каменный Спасо-Преображенский храм, завершённый в 1830 году, заменил несколько деревянных церквей, сгоревших в пожарах 1772 и 1826 годов. Выполненный в стиле позднего классицизма храм был закрыт в 1932 году.
Памятник Ленину, установленный в Невьянске 7 ноября 1925 года, был одним из первых памятников вождю в СССР. Изначально размещённый в городском сквере, монумент позже был демонтирован, а затем установлен у здания МО «Невьянский городской округ».
В 1922 году на площади Жертв Революции в Невьянске было решено создать сад, а в 1930-е — сквер с первым в городе фонтаном. В 1985 году на этом месте был открыт мемориал в честь погибших в Гражданской и Великой Отечественной войнах.
Двухэтажное кирпичное здание, построенное в стиле русского классицизма, изначально было загородным особняком. Оно ведёт свою историю с XIX века. С момента постройки и до сегодняшнего дня дом сменил несколько владельцев, затем был национализирован.
Семья Подвинцевых, связанная с золотодобывающей промышленностью на протяжении семи десятилетий, оставила заметный след в истории Невьянска. Их дом на улице Комсомольской, 18 в настоящее время служит центром культурных и образовательных мероприятий.
В 1815 году была построена старообрядческая Крестовоздвиженская деревянная часовня на кладбище Невьянска. В 1915 году её здание заменили на каменное, сохранившееся до наших дней. И сегодня является местом, привлекающим единоверцев из разных стран.
В июле 1905 года на аукционе в Екатеринбурге были проданы дома золотопромышленника И. П. Богомолова. Находившаяся в Невьянске недвижимость предпринимателя была куплена местными властями и отдана под женскую прогимназию и школу.
Село, ранее известное как Быньговский завод, знаменито благодаря каменному Никольскому храму, построенному в 1789 году по инициативе Петра Саввича Яковлева. Это уникальное сооружение с элементами из чугуна дошло до нас в своём первоначальном виде.
Сёла Верхние и Нижние Таволги, расположенные рядом с Невьянском, известны с конца XVII века и стали центром таволжанской керамики. Сегодня их могут посетить туристы — пройти мастер-классы и посетить музей крестьянского быта.
Дом, построенный Евдокимом Кирилловым и украшенный его внуком Сергеем Ивановичем, стал уникальным примером декоративного искусства и кузнечного мастерства, отражающим советскую символику и народные традиции.
В краеведческом музее Каменска хранится коллекция чугунного литья. Особое место среди них занимают бюст императора Александра II, памятная доска в честь 200-летнего юбилея завода и герб Российской империи.
18 декабря 1966 года на сцене ДК «Юность» состоялся первый в СССР рок-фестиваль, в котором участвовали местные коллективы. Фестиваль закончился скандалом — почти весь репертуар был на иностранном языке.
Алапаевск стал свидетелем убийства великих князей дома Романовых в 1918 году. Алапаевские мученики были канонизированы Русской православной церковью в 1981 году. На месте их гибели установлена часовня преподобномученицы Елизаветы Федоровны.
Ирбитская ярмарка, известная с XVII века, оказала большое влияние на развитие города. Была возрождена в 2003 году. Современная ярмарка проводится летом на площади Ленина с сохранением исторических традиций.
В XIX веке вокруг Невьянска возникло множество легенд о сети подземных помещений, якобы соединяющих демидовские хоромы, наклонную башню и завод. Согласно рассказам, там тайно плавили драгоценные металлы и чеканили монеты.
Герой труда, директор Уральского алюминиевого , участник советского атомного проекта.
Изобретатель - самоучка, плотинный мастер, создатель первой в России водяной турбины.
Инженер-генерал-майор, горный инженер, отец композитора П. И. Чайковского.
Генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза (1943, 1944). Один из лучших лётчиков-асов Великой Отечественной войны.
Ирбитский городской голова в 1891–1911 годах. Один из активистов строительства Северо-Восточной Уральской железной дороги.
Доктор медицины и хирургии. Служил в Ирбите уездным врачом. Возглавлял губернскую врачебную управу.
Настоятель храма святителя Николая Чудотворца в селе Ницинское, иерей. Священномученик. Расстрелян в 1930 году.
Известный промышленник. Основатель и владелец многочисленных металлургических заводов. Оказал большое влияние на развитие металлургии в России.
Крупный промышленник и управляющий металлургическими заводами своего отца, Никиты Демидова.
Русский певец-потешник и собиратель фольклорных произведений. Автор уникального сборника народных стихотворений и песен.
Герой Великой Отечественной войны. Получил звание Герой Советского Союза.
Поселение Кийское было основано в 1698 году. В 1856-м оно получило статус города, а спустя год и новое название — Мариинск (в честь императрицы Марии Александровны).
Белгород расположен на южной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах Белгородского водохранилища, рек Везелки и Северский Донец. Город первого салюта.
Новый Уренгой — крупнейший город Ямало-Ненецкого автономного округа и неофициальная «газовая столица» России.
Небольшой город с богатой историей на юго-западе Удмуртии. Он вырос из рабочего посёлка при стекольном заводе и стал важным промышленным центром республики.
Ряжск был основан как пограничная крепость на южных границах Русского государства. Сегодня город — административный центр Ряжского района и крупный железнодорожный узел.
В городе Лиски живут и трудятся железнодорожники. Активное развитие посёлка началось в конце XIX века, после строительства здесь узловой станции.