История Чусового началась с постройки в 1568 году деревянной крепости, названной Чусовской городок. Отсюда начался исторический поход Ермака в Сибирь.
GPS: 58.3013 , 57.8131
Чусовой расположен в 140 км на восток от Перми у места слияния рек Усьвы и Вильвы и начала реки Чусовая. Своё имя он получил в честь ближайшей реки. Одна из версий связывает происхождение названия Чусовая с тюркскими и тибетскими односложными словами, имеющими значение «река, вода». По другой гипотезе, оно произошло от коми-пермяцкого слова, также означающего воду. Ещё до появления города в этих местах жили предки народа манси.
В далёком XVI веке эти земли были пожалованы царём Иваном IV Грозным торговым людям Строгановым. В 1568 году там построили деревянную крепость и назвали место Чусовской городок. Надёжно защищённый высокими стенами, окружённый с трёх сторон водой, городок был практически неприступен. Чусовой считается отправной точкой легендарного похода в Сибирь казачьего атамана Ермака.
Город расширился в 1624 году, когда к нему приписали соседние сёла Камасино и Никольское. Железнодорожное сообщение появилось там в 1878 году, когда была открыта Горнозаводская железная дорога, а вместе с ней и станция Чусовская. Первый поезд, направлявшийся из Перми в Екатеринбург, жители города увидели 27 февраля 1878 года — эта дата считается днём рождения Чусового. Немного позже, с 1 октября 1878 года, установилось регулярное железнодорожное расписание.
В 1879 году в Чусовом открылся металлургический завод, до сих пор являющийся главным предприятием города. Его открытие инициировали князь С. М. Голицын и французский предприниматель Ш. Барруен. Для управления предприятием было основано Франко-Русское Уральское общество стальных и железоделательных заводов. В 1899 году в рамках уральской экспедиции город посетил знаменитый учёный Дмитрий Иванович Менделеев. Его глазам предстало передовое для того времени предприятие. Он писал о заводе: «…Чужд тех преданий старины, которые господствуют на большинстве других заводов Урала». Этот завод — единственный в СССР с 1934 года производил феррованадий, сплав железа с ковким металлом. Открытие крупного предприятия вызвало активный прирост населения. Бывший до этого посёлком городского типа, в 1933 году Чусовой получил статус города.
Находившийся в тылу во время Великой Отечественной войны Чусовой был местом, куда эвакуировали жителей западных районов и Ленинграда. Металлургический завод выпускал разнообразную продукцию для фронта, в том числе броню для танков, фугасные огнемёты, детали к гвардейскому реактивному миномёту «Катюша», противотанковым орудиям. Бронепоезд «Щорс» был построен и оборудован именно в Чусовом. Война забрала около 12 тысяч чусовлян. Более 5 тысяч из них получили правительственные награды. Шестеро стали Героями Советского Союза. В 1983 году Указом Президиума Верховного Совета СССР за большой вклад в обеспечение разгрома немецко-фашистских захватчиков и успехи в хозяйственном и культурном строительстве город наградили орденом «Знак Почёта».
По окончании войны Чусовской металлургический завод переключился на производство автомобильных рессор и стал одним из главных заводов такой специализации в СССР. Он и сейчас занимает лидирующие позиции в производстве этого вида продукции. С 1950-х годов завод укрупнялся. В 1964 году через реку построили автомобильный мост, благодаря чему город начал расти и на левом берегу реки Чусовой. В результате бурной застройки новых территорий границы города расширились. Сегодня площадь его территории — 58 квадратных километров, в городе живёт около 45 тысяч человек. Через Чусовой проходит автотрасса Кунгур — Соликамск; построена магистраль Чусовой — Нижний Тагил — Екатеринбург.
Чусовой дал стране много известных личностей. Писатель И. Т. Реутов в 1949 году инициировал открытие в городе литературной студии. Здесь проявился литературный талант писателя В. П. Астафьева. Учёный-правовед В. М. Догадов, Герой Советского Союза Л. В. Рассохин, композитор Е. П. Родыгин, поэт и прозаик Ю. А. Беликов, писатель-фантаст Ю. М. Курочкин, шахматисты В. И. Берлинский и В. З. Файбисович, скульптор В. П. Бокарёв, инженер-авиастроитель Б. Г. Изгагин — все эти талантливые люди родом из Чусового. В 1954 году в городе заработала детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Огонёк». Она познакомила со спортом несколько поколений жителей Чусового и подготовила множество мастеров зимних видов спорта.
Одной из главных достопримечательностей города можно назвать этнографический комплекс «Парк истории реки Чусовой» с музеем Ермака. Особый интерес вызывают выставка деревянной игрушки, висячий мост через реку Чусовую, скальная возвышенность Гребешок, знаменитый Чусовский карьер, краеведческий музей, музей тылового госпиталя, литературный музей В. П. Астафьева и центр народной культуры.
Одно из главных событий в истории Чусового и страны в целом — поход казаков под началом атамана Ермака в Сибирь, связанный с освоением новых земель и включением их в состав страны. Поэтому для герба и флага города были выбраны символы, связанные с этим периодом истории.
В центральной части гербового щита изображён плывущий золотой струг (ладья) с тремя вёслами и надутым парусом. Нос судна украшает голова лошади. Плывущая ладья указывает на важное историческое событие — поход отряда казаков под руководством Ермака в Сибирь в 1581 году. Этот поход положил начало присоединению территорий Сибири к Московскому царству. Водные богатства региона — три реки, протекающие на его землях: Чусовую, Вильву и Усьву, — символизируют три синих или лазоревых пояса. Серебряный пояс, или перевязь, сплетающая все три реки, символизирует транспортный узел: речной, автомобильный и железнодорожный.
Символ труда и достатка, красный или червлёный цвет щита, выбран фоном для струга. Этот цвет также олицетворяет крупнейшее металлургическое производство города. Герб появился у города 29 декабря 2007 года, когда был утверждён решением городской Думы Чусовского городского округа. Его создателями были геральдист Ю. К. Николаев и художники А. П. Зырянов и Л. А. Колчанова.
Флаг города представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета (длина 2 метра, ширина 3 метра). Рисунок на флаге воспроизводит изображение герба города, выполненное в красном, жёлтом, голубом и сером цветах. Три волнистые полосы голубого цвета с белой окантовкой тянутся вдоль нижнего края полотнища. В центре изображён плывущий золотой струг с парусом и тремя вёслами. Флаг города внесён в Государственный геральдический регистр РФ.
Гимном города считается «Чусовский вальс», сочинённый почётным жителем Чусового Леонидом Грибелем в 1998 году:
Весь пропахший листвой,
В дымке утренней синей
Чусовой, Чусовой —
Город в центре России.
Жители города без колебания отправились на фронт защищать Отечество. 12 тысяч человек не вернулись домой. Многие жители за отвагу в боях получили ордена и медали. Шестеро чусовлян стали Героями Советского Союза.
Великая Отечественная война полностью изменила жизнь страны. 26 тысяч жителей Чусового отправились на фронт защищать Родину. Около 12 тысяч из них погибли. Правительственные награды получили более 5 тысяч жителей города. Шестеро уроженцев Чусового получили высокое звание Героя Советского Союза: лётчик Р. С. Гашева, разведчик П. Н. Згама, артиллеристы Н. Я. Пепеляев и С. И. Чернышев, пехотинцы М. Ф. Любов, П. М. Чернов (посмертно). Танкист Д. Я. Барышев стал полным кавалером ордена Славы.
Единственным в регионе предприятием, осуществляющим полный цикл производства, был в годы войны Чусовской металлургический завод. Половина всей стали, производимой в уральском регионе ко второй половине 1943 года, выпускалась на нём. В 1979 году за вклад в Победу в Великой Отечественной войне Чусовской металлургический завод наградили орденом Трудового Красного Знамени. В мае 1942 года началась добыча угля на шахте «Скальная». Ударный труд сельских жителей позволял превышать планы поставок продовольствия. В 1944 году государство получило вдвое больше хлеба от колхозов Чусовского района, чем в довоенном 1939 году.
Городские и районные власти с началом войны организовали население и направили людей на заготовку грибов и ягод. Вылов рыбы увеличился за счёт новых бригад. Скоро в город начали прибывать эвакуированные. В августе 1941 года в Чусовой приехали воспитанники одного из детских домов и спецшколы Ленинграда. В декабре того же года другой ленинградский интернат эвакуировался в посёлок Восход. Чтобы разместить эвакуированных, в Чусовом изымали 10% жилой площади граждан. По подсчётам, на 1 января 1942 года в городе и районе размещались около 12 тысяч эвакуированных, из них 4 тысячи детей. В Чусовой было перевезено производство десяти предприятий. В результате население города увеличилось с 40 до 55 тысяч человек. Городские больницы и помещения школ подготовили для приёма раненных. Развёрнутые госпитали заработали в августе 1941 года.
Осенью 1941 года жители начали собирать тёплые вещи для отправки на фронт. Добровольными взносами пополняли и фонд обороны. Бронепоезд «Чусовский рабочий» горожане построили на собранные средства и передали его армии в апреле 1942 года. В дальнейшем его переименовали в честь героя Гражданской войны в «Щорс». Помимо этого, на фронт жители Чусового отправили поезд-баню, автомастерские, инструменты для ремонта техники. Местные артели занимались изготовлением лыж и делали заготовки для прикладов.
Особый вклад жителей города в Победу был отмечен орденом «Знак Почёта», который город получил в 1983 году.
Первый поезд пришел в Лысьву в 1899 году, но до 1916 года железнодорожная ветка была тупиковой. В городе сохранился первый деревянный вокзал в стиле модерна: одноэтажное здание украшено резным декором.
Первый металлургический завод в Лысьве основан в 1785 году, тогда же соорудили плотину с самым большим прудом Приуралья, чтобы давать энергию заводу. Сегодня пруд — часть городского ландшафта и место отдыха.
Контора Лысьвенского металлургического завода — одно из красивейших зданий города. Оно построено в 1915 году, сочетает в себе элементы модерна и классицизма: симметричность сооружения и строгость декора.
Построенный в 1913 году дом графа Шувалова является архитектурной доминантой Лысьвы. Прообразом послужили русские дворянские усадьбы XVIII–XIX столетий и дворцы итальянского архитектора Андреа Палладио.
В XIX веке в Лысьве появился комплекс зданий, принадлежавший купцу Ивану Шилову. В зданиях располагались торговые лавки, кондитерская и столовая. Это один из старейших памятников местной архитектуры.
Огромный купеческий особняк принадлежал купцу Буктемирову. Традиционно, на первом этаже располагались торговые лавки, а второй был жилым. С 1914 года и почти до наших дней в здании располагалась типография.
Здание в стиле модерн с белым декором на красном фоне стен построили для церковно-приходской школы в 1908 году. В 1917 году в здании школы располагался Коалиционный совет. Сегодня там находятся магазины, кафе.
Церковь Иоанна Богослова — небольшой одноглавый храм, построенный в середине XIX века. В советский период Иоанно-Богословская церковь не закрывалась, оставаясь единственным действующим в городе храмом.
Свято-Троицкая церковь построена в 1799 году, спустя сотню лет ее перестроили в камне. Храм работал до 1929 года, а на следующий год здание снесли. На его месте разбили сквер.
В 1944 году в бывшем ремесленном училище начала XX века разместился Лысьвенский театр драмы. Первый сезон был открыт 7 октября 1944 года спектаклем по пьесе Федора Кнорре «Встреча в темноте».
Лысьвенский музей был основан в 1957 году. Он занимает историческое здание бывшего народного клуба. Музейный фонд вмещает более десяти тысяч экспонатов. Посетители могут участвовать в интерактивных программах.
Павел Шувалов — владелец Лысьвенского завода. Его потомки решили поставить памятник предку, деньги на него удерживались из зарплат рабочих. В советские годы на том месте поставили памятник Ленину.
Мемориальный комплекс «Героям, павшим за революцию» сложился на городском кладбище. Летом 1918 года в братской могиле похоронили сторонников советской власти, погибшие в боях за ее установление.
Памятник Борцам за советскую власть установлен в Лысьве в 1967 году. В основу сюжета скульптуры лег подвиг экипажа бронепоезда № 2: попав в ловушку белых, они два дня вели неравный бой.
В 1967 году в Лысьве открыли Мемориал Славы и скульптурную галерею Героев СССР, погибших за Родину. В центре композиции — мать, провожающая сына на фронт.
Парк имени А. С. Пушкина заложили в 1908 году на пустыре на окраине Лысьвы. В 1930-е годы парк использовался для наглядной агитации — там размещали гипсовые статуи вождей.
Станция Кунгур Транссибирской магистрали появилась в начале XX в. благодаря директору местного техучилища Ф.Ф. Скурского. Кирпичное здание вокзала в стиле модерн с арочными окнами сохранило свой первозданный облик.
Уникальный природный объект и достопримечательность Урала, Кунгурская Ледяная пещера сформировалась за счёт вымывания пород. Посмотреть на лабиринты ходов, гроты со сталактитами и подземные озера сюда приезжают туристы со всей страны.
Эти скалы когда-то находились на дне Пермского моря, а окаменелые останки его обитателей образовали настоящие рифы посреди уральских гор. Живописный вид с утесов на реку Сылву привлекает сюда туристов и профессиональных альпинистов.
Здание магистрата в середине XVIII в. служило органом местного управления и заодно судебной инстанцией. Символично, что первый этаж занимала винная лавка, а на втором располагались чертоги власти, тюрьма и больница.
К здание управы в стиле классицизма построено в конце XIX в. на средства купцов. Внизу в лавках шла торговля, а выше размещались органы управления и комитеты - на протяжении столетий здесь принимались важные для города решения.
Сердце деловой жизни города - Гостиный двор, был построен на Соборной площади в конце XIX в. и сохранил первоначальный облик. Торговые галереи с высокими арками образуют восьмиугольник, за что горожане прозвали комплекс “Круглым магазином”.
Новое кирпичное здание Гостиного двора больше века служило торговым домом. Здесь продавался чай, потому в дизайн добавлены восточные мотивы - башенки в китайском стиле. Часть дохода от продаж шла на образование детей из малоимущих семей.
Торговля чаем сделала некоторых купцов настоящими магнатами - Михаил Иванович Грибушин построил собственную факторию для расфасовки больших партий чая в розничную упаковку. Кирпичное строение украшает затейливый узор и инициалы владельца.
Техническое училище для мальчиков в 1877 г. открыл ведущий коммерсант Кунгура - Алексей Семенович Губкин. Комплекс академических зданий в строгом стиле был оборудован отоплением, а мастерские и лаборатории считались передовыми в России.
Кунгурский благотворитель купец Губкин построил приют и учебное заведение для девочек из бедных семей в память о его умершей дочери Елизавете. Трехэтажное строгое здание украшено фризом и арочными окнами над главным входом.
История училища насчитывает более двухсот лет - оно было основано в Екатерининские времена. Двухэтажное здание с декоративной кирпичной кладкой и фронтонами выстроено в начале XX в. и до сих пор служит учебным заведением - сейчас это школа.
Один из самых роскошных купеческих особняков построен во второй половине XIX в. Классический дом с мезонином и большим парадным балконом горожане прозвали “кузнецовским дворцом” из-за богатого убранства и предметов искусства в интерьере.
Владелец особняка купец Грибушин вёл торговлю чаем и сахаром. Дом, который он построил в 1867 г., тоже напоминает сахарный брусок из-за украшений по карнизу и наличникам. Умная система каналов отапливала здание и находящуюся там оранжерею.
Масштабный комплекс выстроен в 1883 г. купцом Дубининым. Усадьба расположилась на живописном холме с видом на реку Сылву. Стиль постройки - эклектика: контрастное сочетание красного кирпича и белого известняка в элементах декора.
Роскошную городскую гостиницу с дорогой мебелью, отоплением и водопроводом ждала незавидная судьба - классическое каменное здание с пилястрами прошло путь от фешенебельных номеров купца Щербакова до общежития с названием “Дом крестьянина”.
Храм заложен в конце XVII в. как женский монастырь. Здание в стиле барокко перестраивалось, сейчас красный кирпичный декор украшает пристройки и колокольню. Здесь хранятся кунгурские святыни - знамя защитников города и образ Богородицы.
Церковь на правом берегу реки Сылвы включала зимний и летний храмы. Конструкция необычного здания в стиле «уральского барокко» именуется крещатым пятиглавием, а углы смотрят на четыре стороны света как стрелки компаса. Возведена в XVIII в.
Церковь Всех Святых возникла как кладбищенский храм - по указу Екатерины II после эпидемии чумы кладбище вынесли за черту города. Храм хорошо видно издалека: cтрогое здание в форме креста венчает "луковичный" купол.
Церковь обрела пышный облик благодаря перестройкам и представляет собой торжественный ансамбль образца XVII века в стиле "дивное узорочье". Название получила от "двойного" посвящения - два её придела воздвигли во имя Николая Чудотворца.
Иоанно-Предтеченская церковь - главный храм монастыря. Каменный ансамбль возведён в середине XIX в. как женская обитель, впоследствии был построен приют для девочек и духовное училище. Позднее здесь располагалась колония и даже тюрьма.
За сто с лишним лет в музее были собраны ценные экспонаты: археологические находки, природные богатства, исторические документы и реликвии Приуралья. Часть экспозиции посвящена осаде Кунгура во время Пугачёвского восстания 1773-1774 годов.
Открыт в 2006 г. при реорганизации Краеведческого музея. Здесь представлены произведения искусства и ремёсел края: картины уральских художников с изображениями старинного Кунгура, изделия мастеров-камнерезов, гончаров, продукция предприятий.
Купцы-меценаты обеспечили процветание торговли и развитие Кунгура. На их средства возводились храмы, учебные и культурные учреждения, они сформировали благотворительную элиту Урала. Экспозиция музея посвящена выдающимся династиям.
Воздвигнут в 1893-г. в день Тихвинской иконы Божией Матери, которая помогла кунгурякам спасти город от пугачевцев. В XX в. обелиск сменил орла на звезду и вместо мемориала защитникам был переименован в памятник борцам с крепостничеством.
Для кунгуряков их город - центр мироздания, потому в самом его центре установили необычный памятник. Кунгур расположен в сердце материка, здесь сходятся сухопутные и водные торговые пути. "Пуп земли" - связующее звено между Европой и Азией.
Стела на Площади Победы увековечила память кунгурцев, которые ушли отсюда на фронт. Среди имен - Герои Советского Союза, кавалеры ордена Славы, танкисты Уральского корпуса. Танк Т-34 установлен на постамент в 2003 г. в День танкиста.
Первое здание вокзала построено в 1878 году. Оно представляло собой одноэтажное деревянное строение в русском стиле. Сейчас в Чусовом работает новое здание вокзала, построенное в 2002 году. Пассажиропоток составляет до 300 тысяч человек в год.
Подвесной мост — место городских прогулок и свадебных церемоний, с которым связаны различные поверья. С него открывается красивый вид на Чусовой, реку и посёлок Камасино.
Сквер, открытый в 1998 году, напоминает музей скульптур под открытым небом. Здесь находятся многочисленные памятники и мемориалы, посвящённые Великой Отечественной войне.
Мемориал открыт в 1979 году. Он состоит из обелиска с орденом Великой Отечественной войны, Вечного огня, памятных плит, табличек и самоходно-артиллерийской установки ИСУ-152.
Памятник писателю Александру Грину создан в 1988 году. Он находится на берегу реки Архиповки. Это единственный ростовой памятник писателя.
Памятник металлургам установлен в 1977 году. Он размещается на высоком каменном постаменте и изображает группу рабочих-металлургов.
Электровоз ВЛ22м установлен в 2006 году на площади Железнодорожников. Таких памятников в стране три.
Горнолыжный курорт в Чусовском районе открыт в 2000 году. Первоначально здесь было четыре трассы и один подъёмник. Сегодня курорт «Такман» предлагает посетителям 16 трасс разной сложности, 4 подъёмника, сноупарк для фристайла и другие удобства.
Свою историю церковь Рождества Пресвятой Богородицы ведёт с конца XVI века. Её первоначальное здание сохранилось не полностью. В советское время церковь была закрыта и вновь открылась для прихожан в 1999 году.
Парк появился в 1981 году при спортивной школе «Огонёк». С 2002 года он открыт для посетителей. Его главная экспозиция — музей похода Ермака в Сибирь.
Владелец Лысьвенского металлургического завода Павел Шувалов в XX веке придумал изготавливать эмалированную посуду. Для этого он даже пригласил польских специалистов. Сегодня такая посуда — символ Лысьвы.
Выпускаемые Лысьвенским заводом солдатские каски стали символом Великой Победы. Юрий Никулин, которому каска не раз спасла жизнь, приехал в Лысьву на гастроли после приглашения лысьвенских рабочих.
В 1914 году в Лысьве вспыхнуло восстание рабочих. Истинная причина крылась в недовольстве условиями труда и жизни. Результатом погромов стали 16 смертей.
В истории Чусового есть событие, память о котором до сих пор бережно хранят местные жители, — начало похода атамана Ермака с отрядом казаков в Сибирь. Благодаря этой экспедиции широкие сибирские просторы были присоединены к Московскому царству.
Выдающийся советский военнослужащий. Полный кавалер ордена Славы.
Выдающийся штурман. Во время Великой Отечественной войны служила в авиационном полку ночных бомбардировщиков, известном как «ночные ведьмы». Герой Советского Союза. Награждена медалью «Золотая Звезда» и орденом Ленина.
Челябинск седьмой по количеству жителей, шестнадцатый по занимаемой площади городской округ. Второй по величине культурный, экономический, деловой и политический центр УрФО.
История города восходит к концу XVI века. Скопин прошёл путь от небольшого укреплённого городка до важного промышленного центра.
Сердобский район, расположенный в Пензенской области, имеет богатую историю, восходящую к древним индоиранским культурам. В XVII веке здесь была основана слобода Сердоба, ставшая впоследствии Сердобск
Небольшой древний город в Тверской области. Столица отечественной каши, курорт, куда можно ездить на воды.
Бывшая казачья станица, а ныне — административный центр Каменского района Ростовской области. Здесь проживает около 90 тысяч человек. Сейчас это важный узел автомобильных и железных дорог.
Древний город-крепость Царевококшайск (нынешняя Йошкар-Ола) основан в XVI веке по указу царя Федора Иоанновича. Развивали городок ремесленники и купцы, а славился он медом, хмелем, воском и пушниной.