Лысьва основана в XVIII веке в качестве промышленного города — ее земля богата лесом и железной рудой. До революции городом управляли купцы-промышленники, в советские годы Лысьва нарастила объемы прои
GPS: 58.100417 , 57.811664
У города Лысьвы есть официально утвержденные флаг и герб.
Первый официальный герб, утвержденный горсоветом Лысьвы в 1985 году, указывал на принадлежность города к Пермской области и на характер его хозяйства. Геральдический щит Лысьвы, повторяя пермский, был разделен на три вертикальных полосы синего, красного и зеленого цветов. На щите помещалось изображение сталелитейного ковша (символа металлургии) в круге, составленном из шестерни (символа машиностроения) и колосьев (символа сельского хозяйства).
Герб Лысьвы. Утвержден в 1985 г.
Геральдическое изображение на современных гербе и флаге Лысьвы восходит к клейму, которым в начале ХХ века метилась продукция Лысьвенского металлургического завода, принадлежавшего графам Шуваловым (в их гербе был изображен единорог): голова единорога в круге с надписью вдоль края: «Акц. О-во Лысьвенский горный округ Н-ков Графа П. П. Шувалова».
Фамильный герб Шуваловых на листе железа
Решением городской Думы «О гербе города» от 28 июля 1998 года № 175 был утвержден герб, разработанный историками Ю. Н. Николаевым и В. В. Мухиным и художником Пермской геральдической комиссии Александром Петровичем Зыряновым, со следующим описанием: «Герб города Лысьвы представляет собой изображение черного цвета с золотистым отливом единорога, помещенного на серебряном геральдическом щите; у него винтообразный рог и язык красного цвета. Щит увенчан серебряной башенной короной о трех зубцах и обрамлен Александровской пурпурного цвета лентой с двумя золотыми молотками. Внизу на ленте надпись золотыми буквами “Лысьва”».
Герб Лысьвы. Утвержден в 1998 г.
Дума Лысьвенского городского округа 27 сентября 2012 года утвердила Положение о флаге и гербе. Описание герба Лысьвы: «В червленом поле серебряный вздыбленный единорог с золотыми глазами, рогом, языком и копытами». Флаг Лысьвы утвержден со следующим описанием: «Прямоугольное полотнище красного цвета с отношением ширины к длине 2:3, несущее в центре изображение единорога… выполненное в белом и желтом цветах».
Герб Лысьвенского района
Изображение единорога на гербе и флаге указывает на роль Шуваловых в истории города. «Единорог — символ храбрости, благородства, мудрости, чистоты и непорочности. Он символизирует также осмотрительность, благоразумие, строгость и суровость», — отмечается на официальном сайте Лысьвенского городского округа.
Флаг Лысьвенского района. Утвержден в 2010 г.
Датой основания как Лысьвенского завода, так и Лысьвы, считается 19 августа 1785 года, когда указом Пермской казенной палаты княгине Варваре Александровне Шаховской (дочери барона Александра Григорьевича Строганова) было разрешено открыть чугуноплавильный и железоделательный завод на принадлежащих ей землях по реке Лысьве. В 1785–1787 годах осуществлялось строительство плотины на реке, заполнение заводского пруда и возведение доменной печи. Завод начал работу 27 декабря 1787 года. Первоначально он специализировался на выплавке чугуна из местного сырья, а также на изготовлении железных изделий. В 1851 году было запущено листопрокатное производство, ставшее ведущим с 1874 года, после прекращения доменной выплавки чугуна и перехода предприятия на привозной чугун.
Лысьвенский завод. 1890—1930 гг.
После смерти Варвары Александровны в 1823 году завод унаследовала ее внучка Варвара Петровна, жена Петра Андреевича Шувалова. В 1864 году предприятие перешло во владение ее сына, графа Петра Павловича Шувалова. Голова единорога, изображенного на гербе Шуваловых, стала фирменным заводским клеймом.
В первой половине XIX века сложился Лысьвенский горный округ как хозяйственно-территориальное образование с центром в Лысьвенском металлургическом заводе. В 1898 году была предпринята первая попытка акционирования округа, оказавшаяся неудачной.
Герб рода графов Шуваловых
В 1899 году единоличным хозяином Лысьвенского горного округа стал сын Петра Павловича, граф Павел Петрович Шувалов, сыгравший значительную роль в его развитии. Модернизация Лысьвенского завода, предпринятая в конце XIX — начале ХХ века по его инициативе, способствовала росту объема и качества продукции, получившей международное признание. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже лысьвенское кровельное железо было удостоено гран-при и золотой медали. Лысьвенский металл пользовался спросом не только в России, но и за рубежом: из него были изготовлены кровли Собора Парижской Богоматери и парламента Великобритании, а также каркас Статуи Свободы в Нью-Йорке. С 1913 года завод начал выпуск эмалированной посуды, ставшей визитной карточкой Лысьвы.
Павел Петрович Шувалов
В 1902 году была построена железнодорожная ветка, соединившая Лысьву со станцией Калино Горнозаводской железной дороги. Тем самым облегчалась доставка на завод чугуна и вывоз продукции.
Павел Петрович Шувалов скончался в 1902 году. Его наследники — сестры и племянники — создали в 1910 году акционерное общество «Лысьвенский горный округ наследников графа П. П. Шувалова».
Активное развитие завода и рост численности рабочих, трудившихся в суровых условиях, создавали почву для их выступлений: забастовок и митингов в годы революции 1905–1907 годов и восстания в 1914 году. Во время революционных событий 1917 года и в период Гражданской войны Лысьва являлась одним из крупнейших в Приуралье центров установления советской власти и красного движения. Лысьвенский горный округ был упразднен 4 марта 1918 года, и его предприятия национализированы.
Постановлением Президиума ВЦИК заводской поселок Лысьва 5 апреля 1926 года получил статус города. Он стал центром вновь образованного Лысьвенского района в составе Молотовской области (Молотов — название Перми в 1940–1957 годах) 13 января 1941 года, а с 1948 года — городом областного подчинения.
Лысьвенский железоделательный завод. 1890—1917 гг.
В годы Великой Отечественной войны предприятия Лысьвы выпускали различную оборонную продукцию. Солдатские каски СШ-40, производившиеся здесь, стали одним из символов города. В 1942 году Лысьвенский металлургический завод был награжден орденом Ленина, в 1945 году — орденом Отечественной войны I степени.
В послевоенный период Лысьва продолжала развиваться как центр металлургии и машиностроения, производя листовое железо, эмалированную посуду, газовые и электрические плиты, турбо- и гидрогенераторы, электродвигатели и другую промышленную продукцию.
Картина «Лысьва военная. Солдатские каски». 1975 г. Художник — Оборин Пётр Артемьевич
Указом Президиума Верховного Совета СССР 4 сентября 1985 года за успехи в хозяйственном и культурном строительстве, значительный вклад в победу в Великой Отечественной войне и в связи с 200-летием со дня основания Лысьва была награждена орденом «Знак Почета».
В ХХ веке город был не только промышленным, но и культурным центром Пермского края, в котором работает один из лучших театров малых городов России, был открыт городской музей и разбит парк.
В период общероссийского кризиса 1990-х годов Лысьва сохранила свои металлургические предприятия, которые продолжают развиваться и выпускать традиционную для города продукцию.
Драматический театр в Лысьве. 1952 г.
Существовавшие ранее Лысьвенское городское поселение и Лысьвенский муниципальный район были объединены в Лысьвенский городской округ в составе Пермского края 1 декабря 2011 года. Указом Президента РФ Лысьве 10 сентября 2021 года было присвоено звание «Город трудовой доблести» «за значительный вклад жителей города в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, обеспечение бесперебойного производства военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, проявленные при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность».
В годы Великой Отечественной войны Лысьва находилась в тылу, однако ее промышленные мощности, самоотверженность горожан, совершивших трудовые подвиги и участвовавших в военных действиях, внесли неоценимый вклад в дело Победы.
В 18:25 22 июня 1941 года администрацией Лысьвы была получена телефонограмма о начале мобилизации. Мобилизационный пункт находился в здании бывшего ремесленного училища, а местом сбора отправлявшихся на фронт стал городской парк имени Александра Сергеевича Пушкина. Отсюда на войну ушли 17 236 человек, из которых более семи тысяч не вернулись (население города на 1939 год — 51 410 человек).
Конвеер
Многие воины были награждены орденами и медалями. Десять из них стали Героями Советского Союза: Геннадий Васильевич Вашляев, Евгений Нилович Иванов, Ахмадулла Хозеич Ишмухаметов, Василий Иосифович Макаров, Арсентий Алексеевич Нечаев, Арсений Павлович Никитин, Александр Васильевич Оборин, Николай Алекандрович Сергеев, Василий Алексеевич Шипицын и Павел Николаевич Цылев. Двое лысьвенцев — полные кавалеры орденов Славы трех степеней: Николай Михайлович Балабанов и Петр Георгиевич Стародумов.
Как промышленный и тыловой город, Лысьва стала центром производства продукции для фронта, центром эвакуации и центром военной медицины.
Производство касок на Лысьвенском заводе
Металлургический завод, в целях секретности обозначавшийся как «завод № 700», 22 июня 1941 года перешел на 12-часовой рабочий день. Вскоре городская партийная организация обратилась с призывом: «Товарищи домохозяйки! Приходите работать на завод, вставайте к станкам, машинам, агрегатам. Своим трудом помогите Красной Армии громить и уничтожать врага!». За годы войны на предприятие было принято 13 844 человека.
В 1941–1945 годах завод выпускал вооружения и оборонную продукцию. Производились артиллерийское снаряжение, снаряды к ракетным установкам «Катюша» и «Андрюша», корпуса авиабомб, взрыватели к снарядам и авиабомбам, головки к минам. Самая известная продукция Лысьвенского завода военных лет — каска СШ-40, разработчики которой — Иван Ястребов, Александр Филин, Александр Пашкевич и Александр Кривилев — получили Сталинскую премию (1943).
Лысьвенский металлургический завод в годы Великой Отечественной войны
За годы войны было выпущено 10 474 каски. Также предприятие производило стальные нагрудники (предшественники бронежилетов), коробки для противогазов и луженые армейские котелки (их выпущено 14 миллионов штук).
В марте 1942 года металлургический завод был награжден орденом Ленина. Его кавалерами стали также директор Иван Фёдорович Белобородов и главный инженер Аркадий Исаакович Трегубов. Заводу вручили орден Отечественной войны I степени 16 ноября 1945 года.
На нужды армии работали предприятия легкой и пищевой промышленности. В 1942 году в здании кинотеатра «Триумф» открылась трикотажная фабрика, выпускавшая теплую одежду (свитера, телогрейки, носки, подшлемники, белье). Мясокомбинат и молкомбинат производили консервы, копчености и пищевые концентраты.
Протасова Раиса Яковлевна — штамповщица цеха металлоизделий №2 Лысьвенского металлургического завода.1969—1970 гг.
Лысьва приняла четыре эвакуированных предприятия: Московский завод «Рессора», Одесский завод имени Иванова, Таганрогский и Косогорский металлургические заводы. Летом 1941 года прибыло два эшелона, доставивших более пятисот эвакуированных жителей Белоруссии, Литвы и Москвы.
В городе было развернуто семь эвакогоспиталей, каждый из которых был рассчитан на 90–110 раненых: в зданиях городской больницы и поликлиники, дворца культуры, ряда школ и в доме отдыха «Сокол». Семьдесят процентов бойцов после лечения возвращались в строй.
Многие сотрудники лысьвенских предприятий и госпиталей были награждены орденами и медалями.
Павлов Семен Гаврилович — строгальщик инструментального цеха Лысьвенского металлургического завода. 1969—1970 гг.
В годы Великой Отечественной войны Лысьва находилась в тылу, однако ее промышленные мощности, самоотверженность горожан, совершивших трудовые подвиги и участвовавших в военных действиях, внесли неоценимый вклад в дело Победы.
В 18:25 22 июня 1941 года администрацией Лысьвы была получена телефонограмма о начале мобилизации. Мобилизационный пункт находился в здании бывшего ремесленного училища, а местом сбора отправлявшихся на фронт стал городской парк имени Александра Сергеевича Пушкина. Отсюда на войну ушли 17 236 человек, из которых более семи тысяч не вернулись (население города на 1939 год — 51 410 человек).
Конвеер
Многие воины были награждены орденами и медалями. Десять из них стали Героями Советского Союза: Геннадий Васильевич Вашляев, Евгений Нилович Иванов, Ахмадулла Хозеич Ишмухаметов, Василий Иосифович Макаров, Арсентий Алексеевич Нечаев, Арсений Павлович Никитин, Александр Васильевич Оборин, Николай Алекандрович Сергеев, Василий Алексеевич Шипицын и Павел Николаевич Цылев. Двое лысьвенцев — полные кавалеры орденов Славы трех степеней: Николай Михайлович Балабанов и Петр Георгиевич Стародумов.
Как промышленный и тыловой город, Лысьва стала центром производства продукции для фронта, центром эвакуации и центром военной медицины.
Производство касок на Лысьвенском заводе
Металлургический завод, в целях секретности обозначавшийся как «завод № 700», 22 июня 1941 года перешел на 12-часовой рабочий день. Вскоре городская партийная организация обратилась с призывом: «Товарищи домохозяйки! Приходите работать на завод, вставайте к станкам, машинам, агрегатам. Своим трудом помогите Красной Армии громить и уничтожать врага!». За годы войны на предприятие было принято 13 844 человека.
В 1941–1945 годах завод выпускал вооружения и оборонную продукцию. Производились артиллерийское снаряжение, снаряды к ракетным установкам «Катюша» и «Андрюша», корпуса авиабомб, взрыватели к снарядам и авиабомбам, головки к минам. Самая известная продукция Лысьвенского завода военных лет — каска СШ-40, разработчики которой — Иван Ястребов, Александр Филин, Александр Пашкевич и Александр Кривилев — получили Сталинскую премию (1943).
Лысьвенский металлургический завод в годы Великой Отечественной войны
За годы войны было выпущено 10 474 каски. Также предприятие производило стальные нагрудники (предшественники бронежилетов), коробки для противогазов и луженые армейские котелки (их выпущено 14 миллионов штук).
В марте 1942 года металлургический завод был награжден орденом Ленина. Его кавалерами стали также директор Иван Фёдорович Белобородов и главный инженер Аркадий Исаакович Трегубов. Заводу вручили орден Отечественной войны I степени 16 ноября 1945 года.
На нужды армии работали предприятия легкой и пищевой промышленности. В 1942 году в здании кинотеатра «Триумф» открылась трикотажная фабрика, выпускавшая теплую одежду (свитера, телогрейки, носки, подшлемники, белье). Мясокомбинат и молкомбинат производили консервы, копчености и пищевые концентраты.
Протасова Раиса Яковлевна — штамповщица цеха металлоизделий №2 Лысьвенского металлургического завода.1969—1970 гг.
Лысьва приняла четыре эвакуированных предприятия: Московский завод «Рессора», Одесский завод имени Иванова, Таганрогский и Косогорский металлургические заводы. Летом 1941 года прибыло два эшелона, доставивших более пятисот эвакуированных жителей Белоруссии, Литвы и Москвы.
В городе было развернуто семь эвакогоспиталей, каждый из которых был рассчитан на 90–110 раненых: в зданиях городской больницы и поликлиники, дворца культуры, ряда школ и в доме отдыха «Сокол». Семьдесят процентов бойцов после лечения возвращались в строй.
Многие сотрудники лысьвенских предприятий и госпиталей были награждены орденами и медалями.
Павлов Семен Гаврилович — строгальщик инструментального цеха Лысьвенского металлургического завода. 1969—1970 гг.
Память о Великой Отечественной войне увековечивают Мемориал Славы, установленный в 1967 году на площади на пересечении улиц Смышляева и Ленина, скульптурная галерея Героев Советского Союза, обустроенная в 1982 году там же. В 1950 в городе установлен памятник погибшим на фронте учащимся и учителям школы № 3 у дома 25 на улице Мира, а в 1957 году — памятник на могилах участников войны, умерших в госпиталях города соответственно.
Мемориал Вечной Славы в Лысьве
Вручение Лысьве ордена «Знав Почета» в 1985 году и присвоение звания «Город трудовой доблести» в 2021 году — это признание большого вклада города в достижение Победы.
Первый поезд пришел в Лысьву в 1899 году, но до 1916 года железнодорожная ветка была тупиковой. В городе сохранился первый деревянный вокзал в стиле модерна: одноэтажное здание украшено резным декором.
Первый металлургический завод в Лысьве основан в 1785 году, тогда же соорудили плотину с самым большим прудом Приуралья, чтобы давать энергию заводу. Сегодня пруд — часть городского ландшафта и место отдыха.
Контора Лысьвенского металлургического завода — одно из красивейших зданий города. Оно построено в 1915 году, сочетает в себе элементы модерна и классицизма: симметричность сооружения и строгость декора.
Построенный в 1913 году дом графа Шувалова является архитектурной доминантой Лысьвы. Прообразом послужили русские дворянские усадьбы XVIII–XIX столетий и дворцы итальянского архитектора Андреа Палладио.
В XIX веке в Лысьве появился комплекс зданий, принадлежавший купцу Ивану Шилову. В зданиях располагались торговые лавки, кондитерская и столовая. Это один из старейших памятников местной архитектуры.
Огромный купеческий особняк принадлежал купцу Буктемирову. Традиционно, на первом этаже располагались торговые лавки, а второй был жилым. С 1914 года и почти до наших дней в здании располагалась типография.
Здание в стиле модерн с белым декором на красном фоне стен построили для церковно-приходской школы в 1908 году. В 1917 году в здании школы располагался Коалиционный совет. Сегодня там находятся магазины, кафе.
Церковь Иоанна Богослова — небольшой одноглавый храм, построенный в середине XIX века. В советский период Иоанно-Богословская церковь не закрывалась, оставаясь единственным действующим в городе храмом.
Свято-Троицкая церковь построена в 1799 году, спустя сотню лет ее перестроили в камне. Храм работал до 1929 года, а на следующий год здание снесли. На его месте разбили сквер.
В 1944 году в бывшем ремесленном училище начала XX века разместился Лысьвенский театр драмы. Первый сезон был открыт 7 октября 1944 года спектаклем по пьесе Федора Кнорре «Встреча в темноте».
Лысьвенский музей был основан в 1957 году. Он занимает историческое здание бывшего народного клуба. Музейный фонд вмещает более десяти тысяч экспонатов. Посетители могут участвовать в интерактивных программах.
Павел Шувалов — владелец Лысьвенского завода. Его потомки решили поставить памятник предку, деньги на него удерживались из зарплат рабочих. В советские годы на том месте поставили памятник Ленину.
Мемориальный комплекс «Героям, павшим за революцию» сложился на городском кладбище. Летом 1918 года в братской могиле похоронили сторонников советской власти, погибшие в боях за ее установление.
Памятник Борцам за советскую власть установлен в Лысьве в 1967 году. В основу сюжета скульптуры лег подвиг экипажа бронепоезда № 2: попав в ловушку белых, они два дня вели неравный бой.
В 1967 году в Лысьве открыли Мемориал Славы и скульптурную галерею Героев СССР, погибших за Родину. В центре композиции — мать, провожающая сына на фронт.
Парк имени А. С. Пушкина заложили в 1908 году на пустыре на окраине Лысьвы. В 1930-е годы парк использовался для наглядной агитации — там размещали гипсовые статуи вождей.
Владелец Лысьвенского металлургического завода Павел Шувалов в XX веке придумал изготавливать эмалированную посуду. Для этого он даже пригласил польских специалистов. Сегодня такая посуда — символ Лысьвы.
Выпускаемые Лысьвенским заводом солдатские каски стали символом Великой Победы. Юрий Никулин, которому каска не раз спасла жизнь, приехал в Лысьву на гастроли после приглашения лысьвенских рабочих.
В 1914 году в Лысьве вспыхнуло восстание рабочих. Истинная причина крылась в недовольстве условиями труда и жизни. Результатом погромов стали 16 смертей.
Уфа — город-миллионер в России, столица Республики Башкортостан. Входит в число крупнейших экономических, культурных и научных центров Российской Федерации.
Крупнейший морской порт Дальневосточного бассейна. Крупнейший научно-образовательный центр дальневосточного региона, включающий Дальневосточный федеральный университет и Дальневосточное отделение РАН
Екатеринбург (с 1924 по 1991 год — Свердловск) — город-миллионер в Росси, является крупнейшим экономическим, административным, культурным, научно-образовательным центром Урала.
Выборг (фин. Viipuri, швед. Viborg, нем. Wiburg). Это крупный экономический, промышленный и культурный центр Ленинградской области, порт на Балтике, важный узел шоссейных и железных дорог.
Основан в 1661 году как острог, однако вскоре стал административным и торговым центром региона. Расцвет золотодобычи в первой половине XIX века укрепил город в этом статусе.
Бологое крупный железнодорожный узел Октябрьской железной дороги. Расположен примерно посередине железнодорожного пути из Санкт-Петербурга в Москву.